Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Отчёт о деятельности КСП за 2019 год

Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Тобольска 

за 2019 год

I. Основные направления деятельности

Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Тобольска за 2019 год подготовлен на основании требований статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 41 Устава города Тобольска, статей 5, 12 и 22 Положения «О Контрольно-счетной палате города Тобольска», утвержденного решением Тобольской городской Думы от 27.12.2005 №44.

Отчет содержит характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные виды выявленных нарушений и меры, направленные на их устранение, осуществления бюджетного процесса и организации системы управления муниципальной собственностью. В отчете отражены результаты иной деятельности, направленной на повышение эффективности работы Контрольно-счетной палаты, качества ее межведомственного и межмуниципального взаимодействия, а также задачи на 2020 год.

Основными задачами Контрольно-счетной палаты, как органа внешнего муниципального финансового контроля, являются: контроль за реализацией бюджетного процесса в городе Тобольске, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, контроль за законным и результативным (экономным и эффективным) использованием средств бюджета города и эффективным использованием муниципального имущества.

Организация деятельности основывается на принципах законности, объективности, независимости и гласности.

Деятельность Контрольно-счетной палаты города Тобольска в 2019 году осуществлялась в соответствии с планом работы на 2019 год, утвержденным приказом председателя от 04.12.2018 №56, в который включены мероприятия по обеспечению контрольной, экспертно-аналитической деятельности с учетом полномочий и направлений деятельности Контрольно-счетной палаты, с целью осуществления предварительного и последующего контроля. В течение года план работы был скорректирован на основании обращений Главы города Тобольска и Тобольской межрайонной прокуратуры.

В рамках предварительного контроля проведено экспертно-аналитическое мероприятие по контролю за составлением проекта бюджета города Тобольска на очередной финансовый год и на плановый период, подготовка заключений по проекту решения Тобольской городской Думы о бюджете города. Проводились поквартальный анализ исполнения бюджета города Тобольска, оценка и проверка вносимых изменений и дополнений в бюджет города, в результате подготовлены заключения на проекты решений Тобольской городской Думы по исполнению бюджета города за I квартал, I полугодие, 9 месяцев 2019 года, а также о внесении изменений и дополнений в бюджет города на 2019 год. Осуществлялись другие экспертно-аналитические мероприятия по поручениям Тобольской городской Думы, а также в рамках полномочий Контрольно-счетной палаты по итогам обсуждений вопросов на заседаниях постоянных депутатских комиссий.

Проведение внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, отчета об исполнении бюджета города за 2019 год; проверок законности и результативности (экономности и эффективности) расходования бюджетных средств; проверок соблюдения установленного порядка управления, распоряжения, учета и обеспечения сохранности муниципального имущества; осуществление аудита закупок; осуществлялись в рамках мероприятий по проведению последующего контроля.

Проверки Контрольно-счётной палаты, кроме исполнения полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, ориентированы на оказание практической помощи субъектам проверок в части правильного ведения бухгалтерского учёта, бюджетной отчётности, соблюдения требований федерального и регионального законодательства при расходовании бюджетных средств, использовании муниципального имущества, земельных ресурсов, организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.

II. Контрольная деятельность Контрольно-счетной палаты

За 2019 год Контрольно-счетной палатой проведено 26 контрольных мероприятий, в том числе:

1) 7 комплексных проверок (объекты проверки – комитеты администрации города, казенные, бюджетные, автономные учреждения);

2) 19 тематических проверок, из них:

- 12 - по проверке годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2018 год,

- 1 проверка, связанная с администрированием доходов,

- 3 проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности в трех учреждениях отраслей культура, образование и социальная политика,

- 2 проверки (по обращению Главы города) в сфере жилищно-коммунального хозяйства,

- 1 проверка (по обращению правоохранительных органов) – по расходованию средств, выделенных на капитальный ремонт муниципального здания.

В рамках контрольных мероприятий проведены также 1 встречная проверка, 27 инвентаризаций, 101 обследование.

Объем проверенных средств (без учета внешней проверки отчета об исполнении бюджета города и проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов) – 654 279 тыс.руб., проверенного муниципального имущества стоимостью 1 718 369 тыс.руб., всего 2 372 648 тыс.руб.

Обнаруженные в ходе проверок нарушения, замечания, недостатки подлежали систематизации в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) (утвержден Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, является единым для контрольно-счетных органов всех уровней).

Общие (сводные) показатели согласно актов проверок, проведенных в 2019 году, следующие (в разрезе групп (подгрупп) Классификатора):

- нарушения в ходе формирования бюджета – 123 700 тыс.руб. (количество нарушений – 12),

- нарушения в ходе исполнения бюджета – 4 411 тыс.руб. (количество нарушений – 76),

- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 208 291 тыс.руб. (количество нарушений – 103),

- нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью – 106 874 тыс.руб. (количество нарушений – 70),

- нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 3 024 тыс.руб. (количество выявленных нарушений – 25),

- иные нарушения – в количестве 21,

- нецелевое использование бюджетных средств – не выявлено.

Кроме того, по результатам проверок выявлено нарушений в части эффективности (результативности) использования бюджетных средств на сумму 47 404 тыс.руб. (в количественном выражении – 29).

При проведении проверок Контрольно-счетная палата использует современные инструменты контрольной деятельности. Аудит закупок, а также аналогичные мероприятия в отношении закупок отдельными видами юридических лиц, в 2019 году осуществлялся в составе 6 комплексных и 2 тематических контрольных мероприятий, а также 3 экспертно-аналитических мероприятий (объекты проверки – комитеты администрации города, казенные и автономные учреждения). Мероприятия с элементами аудита эффективности в прошедшем году проведены в составе 11 контрольных и 3 экспертно-аналитических мероприятий.

В 2019 году по результатам проверок вынесено 8 предписаний и 4 представления.

По итогам контрольных мероприятий 2019 года устранено нарушений на сумму 256 002 тыс.руб., в том числе:

- взыскано – 482 тыс.руб.,

- исправлено путем бухгалтерских проводок (восстановлено в учете, принято к учету, списано) – 180 698 тыс.руб.,

- исправлено путем принятия НПА, подтверждения расходов – 74 822 тыс.руб.

Кроме того, в 2019 году устранено нарушений по результатам контрольной деятельности за предыдущие годы – 5 382 тыс.руб., в т.ч. взыскано – 2 602 тыс.руб..

На 01.01.2019 года снято с контроля (с учетом переходящих с 2018 года) 2 представления, 5 предписаний.

Материалы всех проверок направлены Главе города, в комитеты администрации, а также в соответствии с заключенным Соглашением – ежеквартально в Тобольскую межрайонную прокуратуру.

В целях принятия незамедлительных мер прокурорского реагирования (п.8.ст.16 Федерального закона №6-ФЗ) материалы 9 проверок направлены в прокуратуру города. Из них материалы 1 проверки – выполненной по поручению правоохранительных органов, 5 проверок, содержащих признаки административных правонарушений, 3 проверок, содержащих признаки иных правонарушений. Кроме того, по поручению прокуратуры проведено 3 экспертно-аналитических мероприятия, заключения по которым также предоставлены заявителю.

В Администрацию города, Комитеты администрации направлено 41 информационное письмо о результатах проверок, вынесенных предписаниях и представлениях, необходимости внесении изменений или дополнений в нормативные правовые акты, предложениях о принятии мер по результатам проверок, в том числе дисциплинарного характера.

По результатам рассмотрения материалов проверок и информаций изданы правовые акты, проведены служебные проверки.

К дисциплинарной ответственности привлечено 30 должностных лиц.

В 2019 году Контрольно-счетной палатой составлено 3 протокола по привлечению к административной ответственности за нарушения в соответствии с КоАП РФ по ч.1 ст.15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой отчетности)» и по ч.4 ст.15.15.6 «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности».

В результате – по постановлениям мировых судей в 2019 году приняты решения о привлечении к административной ответственности должностных лиц по 3 составленным протоколам: при этом указанными решениями в 2х случаях должностным лицам назначено наказание в виде предупреждения, по 1 административному правонарушению назначен штраф 5 тыс.руб.. Последнее Постановление мирового судьи (с назначенным штрафом) было обжаловано должностным лицом проверяемого объекта в Тобольском городском суде, однако Решением по делу об административном правонарушении судом Постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба должностного лица оставлена без удовлетворения. 2 марта 2020 г. мировым судьей принято решение еще по одному составленному Контрольно-счетной палатой протоколу (по проверке, проведенной в 2019 году): должностному лицу назначен административный штраф 15 тыс.руб..

В отчетном периоде при проведении контрольных мероприятий выявлены факты нарушений, имеющих признаки административных правонарушений в 5 проведенных проверках, связанные с несоблюдением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, и предусмотренных ч.1 ст.7.29.3, ч.2 ст.7.31, ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ. По материалам 3 проверок уполномоченным органом возбуждено 3 дела об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 3 должностных лица (назначены штрафы 30, 20 и 20 тыс.руб., всего 70 тыс.руб.), по материалам двух проверок решения об административной ответственности не приняты.

Информации о контрольных мероприятиях в текущем режиме рассматриваются на заседаниях Тобольской городской Думы и на заседаниях постоянных депутатских комиссий.

Контрольные мероприятия проводились в 2019 году в виде:

- комплексных проверок (мероприятий, при которых проверяются одновременно все направления финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, операции со средствами бюджета города и с муниципальной собственностью),

- тематических проверок (мероприятий, проводимых по конкретным вопросам деятельности объекта проверки, использования им бюджетных средств и (или) муниципальной собственности, администрирования доходов), включая внешние проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

1. Контрольные мероприятия, связанные с исчислением и поступлением доходных источников бюджета города.

В 2019 году проведена проверка правильности начисления, полноты и своевременности поступления в бюджет администрируемых доходов в Комитете по управлению имуществом.

При проведении проверки правильности начисления арендной платы по договорам аренды и купли-продажи муниципального имущества, договорам об установке и эксплуатации рекламных конструкций, полноты и своевременности поступлений в бюджет города, соблюдения установленных оснований для признания безнадежной к взысканию в бюджет города задолженности и соблюдения порядка списания задолженности, а также осуществления других бюджетных полномочий главным администратором доходов бюджета установлено следующее:

- отсутствуют договоры страхования арендованного имущества;

- имеются процедурные нарушения локальных правовых актов и регламента при заключении и ведении договоров аренды, включая отсутствие необходимых для заключения договоров документов;

- не проведена сверка платежей на дату окончания срока действия по отдельным договорам аренды, отсутствуют акты приема-передачи (возврата) недвижимого имущества по факту окончания срока действия договоров;

- не соблюдены условия договоров в части наличия информации (вывески) на объектах о фирменном наименовании, месте нахождении органов управления (юридическом адресе) и режиме работы арендатора, а также о демонтаже такой вывески;

- не разработан и не утвержден локальный нормативный акт, регулирующий порядок осуществления контроля за использованием по целевому назначению и сохранностью переданного в аренду имущества, за выполнением условий договоров аренды;

- не представлена информация о результатах рассмотрения исков в суде по должникам;

- имеются случаи заключения договора аренды без подтверждения выполнения обязательного условия предоставления имущества в аренду (при отсутствии задолженности по начисленным платежам за прошедший календарный год), также заявителям не отказано в предоставлении муниципальной услуги при наличии у арендаторов задолженности;

- не указана в ряде отчетов об определении рыночной стоимости недвижимого имущества существенная информация (балансовая стоимость объектов недвижимости);

- нарушены установленные сроки заключения договоров на проведение оценки рыночной стоимости арендуемого имущества и сроки принятия решений об условиях приватизации арендуемого имущества после утверждения указанных отчетов;

- самовольное размещение рекламной конструкции на фасаде муниципального здания в отсутствие разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, без заключения договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, сумма неосновательного обогащения в отношении лица, самовольно разместившего рекламу, не предъявлена и не взыскана;

- не обеспечен контроль за исполнением условий договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции, у десяти рекламораспространителей отсутствуют разрешения на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, недополучен доход в виде государственной пошлины за выдачу разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции;

- не приняты меры по признанию безнадежной к взысканию задолженности по платежам в бюджет города ликвидированной организации;

- не начислены и не взысканы пени по договорам аренды муниципального имущества и по договорам на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на объектах муниципальной собственности;

- не обеспечен контроль за использованием переданных в аренду объектов муниципальной собственности в части расторжения договоров и выселения арендаторов в связи с несоблюдением сроков внесения арендной платы;

- выявлен факт: не организована претензионно-исковая работа по взысканию задолженности по аренде и пеням по договору аренды с даты образования задолженности до даты фактической оплаты арендатором.

Часть указанных нарушений привела к недопоступлению доходных платежей в бюджет города.

Контрольно-счетная палата отмечает: несмотря на то, что осуществление функций главных администраторов доходов бюджета в целом обеспечивали стабильное исполнение бюджета города по доходам, а также перевыполнение доходной части бюджета, имеются отдельные недостатки, повлиявшие на поступление доходов в бюджет, имеются резервы по увеличению неналоговых доходов. Выявленные нарушения и недостатки приняты должностными лицами к устранению и учтены в работе. Принятие мер по устранению выявленных нарушений находится на контроле Контрольно-счетной палаты.

2. Контроль за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств

Основная цель значительной части проводимых в прошедшем году проверок - контроль за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств. В 2019 году проверки расходования средств произведены в составе:

- комплексных контрольных мероприятий в Комитете по делам молодежи администрации г. Тобольска, МАУ «Центр реализации молодежных и профилактических программ г. Тобольска», МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Тобольска», МБУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и сопровождения приемных семей г. Тобольска», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 имени В.П. Неймышева», МКУ «Имущественная казна города Тобольска», МАДОУ «Детский сад №40 – Центр развития ребенка» г. Тобольска;

- тематических контрольных мероприятий в Комитете жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Тобольска, МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1» г.Тобольска, МАУ «Центр социального обслуживания населения», МАУК «Центр сибирско-татарской культуры» г. Тобольска, МАУДО «Дом детского творчества» г.Тобольска.

Основные итоги проверок, включая основные выявленные нарушения, следующие:

2.1. Нарушения, связанные с несоблюдением трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, связанных с оплатой труда и трудовыми отношениями:

- в части неправомерного определения размера заработной платы, фактически отработанного времени, исчисления среднего заработка при расчетах за отпуск, командировки, компенсации, сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, в части начисления районного коэффициента и дополнительной компенсации к заработной плате;

- при проверках выявлены случаи определения размеров премий и стимулирующих выплат некоторым категориям работников при отсутствии установленных критериев оценки эффективности их профессиональной деятельности, с применением несоответствующих критериев премирования, за невыполнение установленных показателей премирования, а также в сверх установленных размерах; при отсутствии обоснований (без указания конкретных оснований) для премирования, а также при отсутствии оснований для снижения размера премии; не предусмотренные Положением о поощрениях;

- представляемые в отдельных случаях для премирования документы не позволяют проверить обоснованность определения конкретного размера премий и стимулирующих выплат; исходя из текстов приказов о выплате премии за выполнение особо важных и срочных работ, невозможно оценить использование средств бюджета на предмет эффективности и результативности; отсутствуют конкретные основания для премирования в виде достижения определенных показателей, их состав и числовые значения;

- ненадлежащее формирование протоколов заседания попечительского совета по премированию работников, которые содержат информацию о размере премии работникам в фиксированной итоговой сумме, при этом данные о выполнении конкретных показателей, являющихся основанием для определения размера премии, отсутствуют;

- начисление премий произведено сотрудникам несоответствующим по наименованию должностей и профессий, не предусмотренным локальному правовому акту (Положению об условиях оплаты и стимулировании труда);

- установлено начисление дополнительной премии работнику за производство работ, при этом факт проведения работ не зафиксирован и не подтвержден;

- выплачивались премии без рассмотрения комиссией по распределению фонда стимулирования, только на основании приказа директора;

- решение о выплате разовой премии не оформлялось приказом руководителя, в связи с чем допущено необоснованное начисление и выплата премии;

- нарушения требований Трудового кодекса РФ: в трудовых договорах работников не определены условия изменения оплаты труда, стимулирующие выплаты; не определена продолжительность рабочего времени, дни отдыха, не применен гибкий график работы; а в трудовых договорах работников, выполняющих работу по совместительству, не определена дополнительная работа, выполняемая по совместительству,

- нарушение ст.15, 16, 19, 56 Трудового кодекса РФ в части осуществления отдельных служебных функций лицом, не состоящим в трудовых отношениях или отношениях гражданско-правового характера, и при этом – отсутствии с вышеуказанным лицом документально оформленных трудовых отношений, (трудовой договор не заключен);

- несоответствие Положения об оплате труда учреждения Коллективному договору в части сроков выплаты заработной платы;

- не установлен порядок ведения суммированного учета рабочего времени для работников (сторож-дворник), работающих в соответствии с графиком сменности, не производилась оплата сверхурочных часов работы в установленных размерах, или компенсация путем предоставления дополнительного времени отдыха; сменным работникам расчет премий производился без учета фактически отработанных часов;

- в Положении об оплате труда имеет место неопределенность в вопросе выплаты премии за выполнение особо важных и срочных работ, за увеличение объемов работ; отсутствует утвержденный перечень особо важных и срочных работ, а также параметры, позволяющие определить, что отнесено к заданиям особой важности;

- Положением о премировании учреждения не установлены количественные и качественные показатели и критерии по каждому виду стимулирующих выплат;

- выявлено наличие противоречий и несоответствий в Положении о системе оплаты и стимулирования труда учреждения в части определения размеров стимулирования (премирования): отсутствуют данные о размере баллов за выполнение показателей для осуществления премирования, так же отсутствует стоимость одного балла или размер премии по каждому показателю;

- выявлен факт отсутствия порядка (регламента, положения) работы комиссии по премированию определяющий полномочия, состав, критерии, влияющие на принятие решения о размере премии;

- материальная помощь работникам устанавливалась в размерах и целях, не соответствующих установленным Коллективным договором и (или) без указания цели, а также выплачивалась ежемесячно, фиксированной суммой, а не единовременно, и по причинам, не предусмотренным Коллективным договором;

- выявлялись нарушения в табелях учета рабочего времени сотрудников (не отражение полной и достоверной информации об учете рабочего времени).

Часть указанных нарушений привели к необоснованному или неэффективному начислению оплаты труда (излишней оплаты труда). Также имеются факты занижения заработной платы (недоначисления) работникам.

2.2. Нарушения, связанные с оплатой расходов по заключенным договорам:

- установлены факты принятия и оплаты фактически невыполненных объемов работ, а также выполненных в меньшем объеме и некачественно выполненных объемов работ;

- несоответствие объема работ, принятых по акту выполненных работ, объему фактически выполненных работ (завышение стоимости металлической ограды на сумму затрат по проведению демонтажных работ по разборке старого ограждения);

- в нарушение ст.432 Гражданского кодекса РФ несоответствие предмета заключенных договоров на приобретение имущества фактически приобретенному имуществу;

- не подтверждены сведения о фактах хозяйственной жизни, вследствие чего произведены необоснованные расходы (пример: оплата выполненных работ по ремонту помещений, по демонтажу-монтажу малых архитектурных форм на основании актов, не содержащих информации и данных о фактически выполненных работах. Документы, подтверждающие объемы фактически выполненных работ в учреждении отсутствуют);

- в договоре (в рамках проведения мероприятия) и в акте сдачи приемки услуг, указано только наименование услуги, при этом описание и количественные показатели объема услуг отсутствуют, отсутствует обоснование стоимости (приложение, спецификация), определяющая единицу измерения, количество, цену и стоимость по каждому наименованию услуги, не предоставлены документы, подтверждающие факт проведения мероприятия, финансовый отчет, подтверждающий целевое расходование средств;

- по договору на строительство спортивного объекта отсутствует техническая документация, смета на проведение работ, документальное подтверждение фактически выполненных объемов работ (с детализацией каждого вида работы) с указанием цены (расценки) за единицу выполненной работы;

- расходование бюджетных средств на объекты, не являющиеся объектами муниципального имущества, отсутствующие в перечне объектов муниципального имущества и не закрепленные на праве оперативного управления (например, оплата услуг, связанных с обслуживанием и обновлением базы данных программных продуктов, не числящихся в бюджетном учете);

- оплата товара произведена за счет средств, предназначенных на выполнение муниципального задания, вместо приобретения за счет средств субсидий на иные цели;

- произведена оплата услуг СТО (по данным актов об оказании услуг и заказов – нарядов), при этом согласно данных путевых листов автомобили на СТО в это время не находились;

- произведено расходование бюджетных средств на оплату штрафов за несвоевременную оплату страховых взносов без возмещения виновным в их возникновении лицом;

- другие нарушения и недостатки, связанные с расходованием средств.

2.3. Нарушения при проверке порядка приобретения, учета и списания горюче-смазочных материалов

При проверках были выявлены нарушения Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказов и методических рекомендаций Министерства транспорта РФ:

- не отражались сведения о показаниях спидометра (при выезде и возвращении); остаток бензина при выезде и при возвращении; расход по норме и фактически; перерасход, экономия; не заполнялись сведения о фактах хозяйственной жизни (сведения о конкретном месте следования, пунктах отправления - назначения транспортного средства с указанием временного периода и подписи лица, пользовавшегося автомобилем);

- наличие иной недостоверной информации в путевых листах;

- произведено необоснованно списание бензина, в том числе:

- необоснованно увеличена норма расхода топлива на автомобиль, увеличение по акту контрольного замера документально оформлено не надлежащим образом, при этом установлено, что в результаты контрольного замера по определению расхода топлива внесены заведомо ложные (не соответствующие действительности) сведения;

- не утверждены нормы расхода ГСМ на летний и зимний период;

- без учета показаний одометра (т.е. сколько получено (заправлено) и столько же списано).

2.4. Нарушения при проверке расходования средств на питание:

- неправомерно произведено списание продуктов питания в количестве ежедневной нормы на 1 воспитанника, как пробы на каждый прием пищи непосредственно не приготовленных на пищеблоке продуктов (продукты пригодные для приема, без дополнительной обработки: фрукты, пакетированные соки, йогурты, печенье. т. д.);

- нарушение требований постановлений Главного государственного санитарного врача РФ при составлении ежедневных меню;

- не приняты необходимые меры по максимальному охвату учащихся горячим питанием (установлены случаи отказа обучающихся от питания), в результате, средства субсидии направлены на увеличение суточного размера частичной оплаты питания учащихся (как средства, сэкономленные за счет пропусков занятий учащимися по причине карантина, болезни, актированных дней), что является нарушением условий ее предоставления и необоснованным расходованием средств;

- в нарушение СанПиНа установлены случаи выдачи продуктов питания в форме сухого пайка, не включенных в список рекомендуемого набора пищевых продуктов обучающихся общеобразовательных учреждений (полуфабрикаты, крабовые палочки, в состав которых из 7 указанных на упаковке пищевых добавок, 3 запрещены для использования в детском питании);

- установлены ежемесячные расхождения количества детей, довольствующихся в детском саду и посещавших детский сад, что свидетельствует о недостоверном отражении данных в меню-требованиях на выдачу продуктов питания, либо в табелях учета посещения детей.

2.5. Прочие нарушения

- нарушения (отсутствие работы и непринятие мер) при работе с дебиторской задолженностью;

- нарушения, связанные с оформлением служебных командировок работников и составлением отчетов об израсходованных средствах;

- установлены факты предоставления гражданам (заявителям) материальной помощи при не подтверждении фактов трудной жизненной ситуации;

- установлены случаи дублирования получателей дополнительной меры социальной поддержки (подписки на газеты «Тобольская правда», «Янарыш»);

- нарушения требований Порядка предоставления субсидий гражданам на частичное возмещение затрат на оплату услуг по техническому обслуживанию многоквартирных домов, признанных аварийными, Порядка предоставления дополнительных мер социальной поддержки отдельным категориям граждан;

- нарушения и замечания применительно к уставам муниципальных учреждений, в частности:

- несоответствие положений устава лицензии на осуществление образовательной деятельности,

- в уставе отсутствует предмет деятельности учреждения, отсутствует либо указан несоответствующий закону тип учреждения,

- устав не содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано,

- несоответствие требованиям гражданского законодательства, связанную с субсидиарной ответственностью собственника имущества автономного учреждения.

2.6. Неэффективное расходование средств (нарушение принципа эффективности).

При проверках выявлены следующие факты:

- нарушение принципа эффективности (расходование средств исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств) на проведение капитального ремонта объектов муниципального жилищного фонда, учитывая отсутствие конкретного перечня работ, проводимых при выполнении комплексного или выборочного капитального ремонта объектов муниципального жилищного фонда, возникновении необходимости проведения капитального ремонта, в связи с ненадлежащим использованием нанимателями жилых помещений, отсутствие необходимой информации в адресных списках, наличием имеющихся замечаний к состоянию отдельных жилых помещений после проведенного капитального ремонта;

- расходование учреждением бюджетных средств на осуществление охраны объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности, при этом собственник (Комитет по управлению имуществом) не наделил учреждение полномочиями, связанными с охраной указанных объектов (не изданы и не утверждены локальные правовые акты, регламентирующие обязанность и порядок осуществления мероприятий по обеспечению охраной объектов культурного наследия);

- расходование средств на поставку оборудования при отсутствии технической документации с описанием основных характеристик объекта, в инвентарных карточках учета нефинансовых активов отсутствует краткая индивидуальная характеристика объекта, не предоставляется возможным сопоставить предъявленное оборудование на предмет соответствия условиям договора поставки;

- неэффективное расходование бюджетных средств на оплату междугородних переговоров;

- на приобретение ГСМ при отсутствии подтверждения использования автомобиля сотрудниками учреждения и для уставной деятельности учреждения;

- на содержание не используемого для уставной деятельности недвижимого имущества;

- установлены случаи возмещения расходов (проезд, проживание) обучающимся учреждения, направленными для участия в различных мероприятиях (форумах, олимпиадах, сборах), без указания в приказах вида подлежащих возмещению расходов, что не подтверждает эффективность расходования средств субсидий;

- не соблюден принцип эффективности использования бюджетных средств при выполнении работ по замене оконных блоков: обоснованность выбора цены поставки не подтверждена надлежащими коммерческими предложениями других поставщиков, в результате определено неэффективное расходование бюджетных средств в сумме ориентировочного удорожания цены приобретения;

- списание материальных запасов, связанное с проведением мероприятий, произведено без подтверждающих документов, порядок учета, вручения и списания наградной продукции учетной политикой учреждения не определен.

Значительная часть нарушений и недостатков в части расходования бюджетных средств, выявленных при проверках в 2019 году на момент подготовки настоящего отчета устранена.

Необходимо отметить, что последние годы прослеживается общая тенденция на укрепление финансовой дисциплины участников бюджетного процесса (особенно главных распорядителей бюджетных средств), однако имеют место быть выявляемые при проверках в 2019 году повторяющиеся нарушения: нарушения при начислении и выплате заработной платы; нарушения, связанные с заключением и исполнением договоров, расходованием топлива; нарушения при работе с дебиторской задолженностью; нарушения расходования средств в рамках выполнения муниципального задания, а также другие нарушения законодательства и действующих правовых актов.

3. Контроль за формированием плана финансово-хозяйственной деятельности, выполнением муниципального задания, составлением отчета о его выполнении

Проверки, проводимые в муниципальных автономных и бюджетных учреждениях, традиционно ежегодно занимают весомую долю в контрольной деятельности Контрольно-счетной палаты, так как учреждения данных организационно-правовых форм являются самыми многочисленными в структуре муниципалитета. Спецификой данных проверок является контроль за формированием плана финансово-хозяйственной деятельности, за составлением и выполнением муниципального задания, составлением отчета о его выполнении. Также в ходе таких проверок даже при условии выполнения муниципального задания выявляются случаи нарушений, связанных с неправомерным и с неэффективным расходованием бюджетных средств.

В проверяемом периоде указанные вопросы рассмотрены в составе комплексных и тематических проверок в МАУ «Центр реализации молодежных и профилактических программ г. Тобольска», МБУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и сопровождения приемных семей г. Тобольска», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 имени В.П. Неймышева», МАДОУ «Детский сад №40 – Центр развития ребенка» г. Тобольска, МАУК «Центр сибирско-татарской культуры» г. Тобольска. Также данные вопросы изучены и рассмотрены с точки зрения взаимоотношений с учредителями указанных учреждений.

Основные нарушения и недостатки, обнаруживаемые в ходе контрольных мероприятий следующие:

3.1. Проверкой соответствия плана финансово-хозяйственной деятельности установленным требованиям выявлены случаи нарушений:

- процедурных вопросов (планы финансово-хозяйственной деятельности утверждены без заключения наблюдательного совета, а также не соответствующими должностными лицами, имеется случай не утверждения плана);

- не соблюдалась периодичность внесения изменений в план финансово-хозяйственной деятельности;

- неполное отражение финансовых показателей плана (не отражена дебиторская и кредиторская задолженность);

- протоколы заседаний наблюдательного совета не содержат всей необходимой информации;

- цели деятельности учреждения и перечень услуг (работ), относящихся в соответствии с уставом муниципального учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых для физических и юридических лиц осуществляется в том числе за плату, не соответствуют утвержденному уставу;

- не составлены расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам, использование которых производится при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности и являющихся справочной информацией к нему; также некорректно произведенные расчеты (обоснования) расходов, что свидетельствует о необоснованно запланированных расходах.

3.2. Проверкой формирования муниципальных заданий выявлены случаи:

- формирования муниципальных заданий с нарушением Общероссийского классификатора единиц измерения, а также иных недостатков;

- учредителем в соглашении о предоставление субсидии не внесены финансовые санкции (штрафы, изъятия) за нарушение условий выполнения муниципального задания;

- установлены случаи превышения наполняемости групп в детском саду нормам СанПиНа.

3.3. Проверкой выполнения муниципальных заданий установлены случаи:

- фактического значения исполнения показателей количества оказанной услуги меньше планового значения (в том числе превышение предельно допустимого предела отклонений в размере 10% от установленных муниципальным заданием объемов) – т.е. не исполнения муниципального задания;

- нарушения в работе клубных формирования учреждения;

- оказания услуг не соответствующим категориям получателей услуг;

- нарушение условий оказания муниципальной услуги, доведенных муниципальным заданием (вне стационара, не по месту дислокации учреждения);

- неудовлетворительное ведение учета оказания муниципальных услуг, выполнения муниципальных работ (учета посещения занятий, учета мероприятий и их посещений, других количественных и качественных показателей);

- нарушение установленного срока перечисления средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания учреждению;

- отсутствие корректного сравнительного и (или) оценивающего фактора, позволяющего сделать вывод о качественном оказании услуги, отсутствие методики (формулы) определения доли удовлетворенных качеством услуг от общего количества опрошенных (анкетируемых, принявших участие в мероприятии и т.д.).

3.4. Проверкой достоверности данных отчетов о выполнении муниципального задания по оказанию муниципальных услуг, фактов отражения отчетных данных, не соответствующих фактическому объему исполнения показателей не установлено. В отдельных случаях не представилось возможным определить количественные и качественные показатели оказанных услуг (выполненных работ) по причинам, изложенным в пункте 3.3 настоящего отчета.

3.5. Проверкой своевременности сдачи отчетов об исполнении муниципального задания установлены следующие факты:

- отсутствие отметки о сроке сдачи отчета, в связи с этим, не предоставляется возможности определить своевременность сдачи отчета;

- формирование отчета в соответствии с утратившим силу документом (Общероссийским классификатором).

3.6. Проверкой осуществления внутреннего финансового контроля установлены факты:

- учредителем не проводятся контрольные мероприятия в части обеспечения законности, обоснованности, экономической эффективности и целесообразности использования бюджетных средств в отношении подведомственного учреждения;

- учреждением комиссия по внутреннему финансовому контролю не создана, плановые проверки по внутреннему финансовому контролю не проводились;

- отсутствует график проверок в соответствии с положением о внутреннем финансовом контроле учреждения, акты проведения внутреннего финансового контроля не подписаны утвержденным составом комиссии.

Замечания и нарушения в части формирования плана финансово-хозяйственной деятельности, составления и исполнения муниципального задания, составления отчета о его выполнении приняты в работу руководством автономных и бюджетных учреждений и должностными лицами Администрации города и ее структурных подразделений (комитетов) – учредителей данных учреждений.

4. Контроль за соблюдением установленного порядка управления, распоряжения, учета и обеспечения сохранности муниципального имущества

В соответствии с утвержденным планом работы, по данному направлению деятельности Контрольно-счетной палатой проведено 9 мероприятий в рамках 7 комплексных и 2 текущих проверок, в том числе по вопросам эффективности использования муниципального имущества.

Всего выявлено нарушений в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью (с учетом нарушений в части недополученных доходов) в финансовом выражении – 106 874 тыс.руб., что свидетельствует о недостаточном внутреннем контроле как со стороны самих учреждений, так и со стороны комитетов Администрации города – учредителей учреждений, а также Комитета по управлению имуществом – как органа местной администрации, реализующим возложенные полномочия в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города.

Основные виды и факты выявленных нарушений следующие:

- имеются факты недостач муниципального имущества (фактическое отсутствие, не предъявление при проверки основных средств и материальных запасов);

- выявлены излишки основных средств, не учитываемых по данным бухгалтерского учета, и имущество, не числящееся на балансе;

- имеется неиспользуемое (неэксплуатируемое) муниципальное недвижимое и движимое имущество, что в некоторых случаях свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств на приобретение данного имущества; выявлено имущество, неиспользуемое по прямому назначению;

- выявлены факты передачи имущества сторонней организации (муниципальному учреждению) без оформления договора или другого документа о передаче на ответственное хранение оборудования и без согласования с Комитетом по управлению имуществом;

- то же касается передачи в пользование помещений учреждения без оформления соответствующих документов и без возмещения коммунальных услуг;

- в нарушение СанПиНа использование подвальных помещений для проведения занятий общеобразовательным учреждением;

- недостоверный учет имущества, находящегося на балансе учреждения;

- несоответствие уникальных инвентарных порядковых номеров на объектах муниципального имущества;

- несоответствие наименований объектов недвижимого имущества, указанных в договоре, приказах, актах приема-передачи муниципального имущества Комитета по управлению имуществом, наименованиям имущества, указанным в свидетельствах о государственной регистрации права и данным бухгалтерского учета;

- несоответствие наименования объекта фактическому наличию;

- нарушения в части проведения инвентаризации основных средств и материальных запасов и оформления ее результатов, имеются случаи не проведения инвентаризации и не подтверждения данных о наличии остатков на счетах бухгалтерского учета;

- нарушение порядка ведения инвентарных карточек учета объекта основных средств, несоответствие нанесенных инвентарных порядковых номеров на объектах муниципального имущества с данными бухгалтерского учета имущества;

- не соответствие балансовой стоимости нефинансовых активов (основных средств), числящихся по данным бюджетного учета, стоимости муниципального имущества, переданного на праве оперативного управления;

- не обеспечены должным образом безопасные условия нахождения учащихся на территории школы, а также не обеспечена защита территории школы от несанкционированного проникновения на пришкольную территорию посторонних, в частности вандалов и хулиганов, бродячих животных, в ночное, а также в не учебное время (в том числе нарушены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденные постановлением Правительства РФ);

- выявлены факты хозяйственной жизни по строительству сооружения (спортивной площадки) не отраженные в регистрах бухгалтерского учета путем формирования объектов нефинансовых активов основных средств (затраты по приобретению отнесены на расходы текущего финансового года), и, таким образом, не сформированные как объекты основных средств;

- установлен случай нарушения со стороны автономного учреждения в части неправомерной передачи муниципального имущества – части нежилых помещений иным субъектам права (операторам сотовой связи для размещения и эксплуатации оборудования базовой станции сотовой радиотелефонной связи, специализированного оборудования связи и антенн сотовой связи) без согласия собственника в лице Комитета по управлению имуществом и без взимания оплаты в бюджет города;

- не предоставляются сведения о приобретении участниками бюджетного процесса и учреждениями имущества для его закрепления на праве оперативного управления в Комитет по управлению имуществом, также допускаются случаи нарушения сроков предоставления сведений о приобретенном имуществе (как в большую, так и в меньшую сторону);

- отсутствие документов, подтверждающих право пользования земельными участками, на которых расположены нежилые строения, закрепленные на праве оперативного управления;

- неэффективное использование муниципального имущества (муниципальных помещений);

- при проверке учета и использования недвижимого имущества, непроизведенных активов, составляющих муниципальную казну установлено:

- имеются объекты муниципального имущества (здания, нежилые помещения) находящиеся в удовлетворительном состоянии (пригодны для использования), но не включены в перечень свободных нежилых помещений (не размещены на официальном сайте для информирования желающих приобрести или взять в аренду свободные нежилые помещения),

- имеются объекты (здания), находящиеся в аварийном состоянии и непригодные для дальнейшего использования без проведения восстановительных работ или капитального ремонта или утративших свои первоначальные функции, при этом учреждением не приняты своевременные меры для их восстановления и (или) списания с баланса имущества казны;

- выявлено два объекта муниципальной собственности, входящие в состав имущества казны, которые находятся в собственности третьих лиц, при этом оснований для перехода в собственность ниже перечисленных объектов и документов, подтверждающих возникновение такого права проверке не представлено. Таким образом, не обеспечена реализация полномочий органов местного самоуправления, связанных с обеспечением учета недвижимого имущества для его сохранности, использования с целью получения дохода в виде арендной платы (либо продажи) в соответствии с действующим законодательством;

- один объект муниципального имущества (нежилое строение) учитывается в составе имущества казны и числится в реестре муниципальной собственности, при этом на момент проведения проверки фактически отсутствует, признаков сноса (остатков строительного мусора) нет, в наличии имеется ровная песчаная площадка (т.е. установлена недостача объекта муниципальной собственности);

- имеется три объекта незавершенного строительства в отношении которых не приняты меры для их возможного дальнейшего использования (приватизации, продажи) и (или) списания с баланса имущества казны;

- балансовая стоимость девяти земельных участков, учитывающихся в составе казны, не соответствует их кадастровой стоимости и завышена;

- отмечены нарушения, связанные со списанием имущества муниципальной казны: порядок списания материальных запасов, входящих в состав казны, не разработан и не утвержден; при отсутствии приказа собственника (Комитета по управлению имуществом) списано 13 объектов, составляющих муниципальную казну; не создана комиссия по списанию имущества казны; списано имущество, выбывшее в результате совершения преступления, до прекращения уголовного дела по факту совершенного преступления и без подтверждения соответствующими документами правоохранительных органов;

- отмечены нарушения в части полноты, качества и эффективности проведения инвентаризации имущества казны.

Все выявленные нарушения и недостатки приняты должностными лицами объектов проверок к устранению и учтены в работе. Полное устранение всех нарушений находится на контроле Контрольно-счетной палаты и Комитета по управлению имуществом.

5. Аудит закупок

Контрольно-счетной палатой в большинство программ комплексных контрольных мероприятий включаются вопросы аудита в сфере закупок в установленных законом случаях (при проверках органов местного самоуправления, структурных подразделений Администрации города, казенных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий), а также вопросы соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг (при проверках автономных учреждений). Таким образом, сфера закупок проверяется как одна из составляющих деятельности объекта контроля.

Аудит закупок, а также аналогичные мероприятия в отношении закупок отдельными видами юридических лиц, в 2019 году осуществлялся в составе 6 комплексных и 2 тематических контрольных мероприятий, а также 3 экспертно-аналитических мероприятий (объекты проверки – комитеты администрации города, казенные и автономные учреждения).

Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе этих проверок:

- несоблюдение требований при формировании плана закупок, а также требований гражданского законодательства, предъявляемым к заключаемым договорам;

- несоблюдение порядка заключения муниципального контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

- не обеспечено соблюдение предельных цен (нормативных затрат) при осуществлении закупки оргтехники;

- приобретено два транспортных средства, при этом нормативные затраты на обеспечение функций учреждения в части закупки транспортных средств не утверждены;

- не включение в контракт (договор) обязательных условий, в том числе не прописано, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;

- нарушения условий реализации контрактов, в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту;

- приемка и оплата выполненных работ, несоответствующих условиям контракта;

- не принятие мер для направления претензий с требованием оплатить неустойку за неисполнение условий договора (просрочку) поставки товара;

- заключение учреждением договоров без согласования (одобрения) Наблюдательного совета автономного учреждения на совершение крупной сделки, по цене договора превышающей 10% балансовой стоимости активов;

- не размещение (размещение с нарушением сроков) в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- дробление закупок на приобретение одноименных товаров (оказание одноименных услуг) с одним и тем же исполнителем, что не является нарушением законодательства о закупках, но и не приводит к эффективному расходованию предоставленных из бюджета города средств;

- приобретение имущества и материальных ценностей, которые длительное время не используются.

В отчетном периоде при проведении контрольных мероприятий выявлены факты нарушений, имеющих признаки административных правонарушений в 5 проведенных проверках, связанные с несоблюдением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, и предусмотренных ч.1 ст.7.29.3, ч.2 ст.7.31, ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ. Информация о принятых мерах по указанным нарушениям изложена в пункте 9 раздела II настоящего отчета.

Совершенствование методов проверок законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки в рамках проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, включая анализ и оценку результатов достижения целей осуществления закупок, является для Контрольно-счетной палаты города Тобольска одним из приоритетов в дальнейшей деятельности.

6. Контроль за организацией и ведением бухгалтерского учета, формированием и предоставлением бухгалтерской (финансовой) отчетности

6.1. Внешние проверки годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2018 год.

В отчетном году в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», нормативными правовыми актами города Тобольска Контрольно-счетной палатой обеспечивался контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления ежеквартальной бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее по тексту ГАБС). Проведены внешние проверки отчета об исполнении бюджета города Тобольска и годовой бюджетной отчетности за 2018 год всех двенадцати ГАБС: Администрации города Тобольска, Тобольской городской Думы, Контрольно-счетной палаты, Комитета капитального строительства, Комитета ЖКХ, Комитета по управлению имуществом, Комитета земельных отношений и лесного хозяйства, Комитета финансов, Комитета по образованию, Комитета по физической культуре и спорту, Комитета по делам молодежи, Комитета по культуре и туризму.

По результатам проверок годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска и годовой бюджетной отчетности ГАБС составлено 12 актов. Факты неполноты и недостоверности годового отчета не выявлены, показатели годового отчета соответствуют показателям исполнения бюджета города Тобольска за 2018 год.

В результате внешних проверок бюджетной отчетности ГАБС установлены нарушения отдельных требований Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 №191н в части составления годовой бюджетной отчетности. Общий объем нарушений, допущенных при ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской отчетности, установленных по итогам внешней проверки, составил 127 079 тыс.руб., включая нарушение в части отраженной стоимости имущества на забалансовом счете 01 «Имущество полученное в пользование». Необходимо отметить, что большая часть нарушений была устранена в ходе проверок, указанные нарушения и замечания не повлияли в целом на достоверность годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска за 2018 год, но являлись основанием для принятия указанных замечаний к сведению с целью повышения качества предоставляемой бюджетной отчетности главными распорядителями бюджетных средств.

6.2. Контроль за соблюдением правил бухгалтерского учета и состоянием бюджетной отчетности при проведении комплексных проверок.

Указанные сферы деятельности объектов контроля проверяются при проведении комплексных контрольных мероприятий, при этом в 2019 году выявлено нарушений в объеме 81 212 тыс.руб..

Обращают на себя внимание нарушения, подпадающие под действие статей 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой отчетности)» и 15.15.6 «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности», влекущие за собой отражение недостоверной информации по данным бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Таких нарушений в 2019 году было выявлено в трех проверках:

- не соответствие балансовой стоимости земельного участка их кадастровой стоимости;

- не производилось начисление компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в бухгалтерском учете, что повлекло за собой недостоверное отражение данных в бухгалтерской отчетности (не отражение дебиторской задолженности).

Также проверками отмечены следующие нарушения:

- не отражение в платежном документе, выдаваемом родителю (законному представителю) для внесения платы за присмотр и уход за ребенком расчета размера компенсации;

- начисление доходов в виде субсидий на иные цели в ряде случаев в бухгалтерском учете учреждения производилось до принятия учредителем отчета об использовании средств субсидии;

- не отражение в бухгалтерском учете авансовых платежей;

- материалы для ремонта и строительства приняты к бухгалтерскому учету без первичного учетного документа, отражающего факт поступления товара;

- принятие к бухгалтерскому учету (списание расходов) раньше совершения факта оказания услуг (выполнения работ);

- не применялся Журнал регистрации обязательств для учета обязательств текущего финансового года, не велся аналитический учет обязательств в разрезе видов расходов (выплат), в том числе в разрезе выплат по договорам, в связи с чем установлены случаи расхождений фактически оплаченных расходов к цене заключенных договоров;

- искажение показателей бюджетного учета или форм отчетности в части занижения или завышения балансовой стоимости нефинансовых активов (основных средств);

- не отражены в бухгалтерском учете факты хищения части ограждения, а также дальнейший ремонт (модернизация, восстановление) данной конструкции;

- несоответствие показателей дебиторской и кредиторской задолженности, отраженных в годовой отчетности данным отчетов, предоставленных учреждением в налоговый орган;

- перечисление платежей за оказанные услуги по договору с истекшим сроком действия;

- оплата приобретения имущества по несоответствующей статье КОСГУ (340 «Увеличение стоимости материальных запасов», вместо 310 «Увеличение стоимости основных средств»);

- не приняты меры по взысканию дебиторской задолженности;

- много нарушений и замечаний связано с проведением инвентаризации имущества, земельных участков и финансовых обязательств;

- к бухгалтерскому учету приняты и списаны на расходы первичные учетные документы, оформленные ненадлежащим образом, не подтверждающие совершаемых фактов хозяйственной жизни;

- принятые к учету первичные документы не сформированы на бумажном носителе, не подобраны в хронологическом порядке и соответствующим образом не сброшюрованы;

- учет объектов основных средств и неисключительных прав пользования на результаты интеллектуальной деятельности на не несоответствующих счетах бухгалтерского учета, не в соответствии с аналитическими кодами вида синтетического счета объекта учета;

- иные нарушения бухгалтерского учета.

Все указанные нарушения и замечания приняты должностными лицами проверяемого объекта к устранению и к учету в дальнейшей работе.

7. Другие вопросы контроля (планирование расходов, программно-целевой метод формирования и исполнения бюджета, организация бюджетного процесса)

В 2019 году Контрольно-счетной палатой при проверках анализировались вопросы, связанные с обоснованностью планирования расходов объектами контроля. Выявленные замечания в этой части относятся к подгруппе 1.1 «Нарушения в ходе формирования бюджета» Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля).

Вопросы качества разработки муниципальных программ, своевременности их принятия и корректировки с учетом планируемых бюджетных ассигнований являются актуальными в бюджетном процессе города Тобольска, так как программная часть бюджета в последние годы возросла до 94%. Вопросы программного бюджетирования в прошедшем году были рассмотрены в рамках комплексных контрольных мероприятий (в Комитете по делам молодежи администрации г. Тобольска, МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Тобольска», МКУ «Имущественная казна города Тобольска»). Вопросы планирования расходов актуальны для всех главных распорядителей и получателей бюджетных средств, а также учреждений, формирующих планы финансово-хозяйственной деятельности.

В вышеуказанной части выявлены следующие нарушения и недостатки:

- не составлены и не утверждены изменения показателей бюджетной сметы;

- объем плановых сметных показателей в обоснованиях (расчетах) к бюджетной смете не соответствует объему сметных показателей, утвержденных бюджетной сметой на соответствующий финансовый год;

- несоответствие мероприятий, включенных в муниципальную программу, мероприятиям согласно планов работ исполнителей программы на соответствующий год (пример: отсутствие в муниципальной программе, реализуемой Комитетом по делам молодежи, 133 мероприятий, отраженных в планах работы на 2017 и 2018 годы);

- муниципальная программа в части объемов финансирования не соответствует решению о бюджете города Тобольска на очередной год и на плановый период;

- не достигнут социально-экономический эффект по выполнению мероприятий, утвержденных муниципальной программой «Основные направления развития в области управления и распоряжения муниципальной собственно города Тобольска», в части обеспечение доходности от использования муниципальной собственности.

Проведенные контрольные и экспертно-аналитические мероприятия показывают, что в целом бюджетный процесс в городе Тобольске организован на должном уровне. Установленные полномочия участниками бюджетного процесса исполняются в основном надлежащим образом.

Необходимо отметить выявляемые при проверках недостатки местной нормативной правовой базы, которые приводят (могут привести) к неоправданным расходам, занижению доходов, неэффективному управлению и распоряжению муниципальной собственностью, а также к двоякому толкованию при практическом применении (например, в нормативных правовых актах, связанных с оплатой труда, премированием, установлением условий трудовых договоров).

Все указанные замечания приняты во внимание должностными лицами органов местного самоуправления и учреждений, что выразилось в подготовке новых нормативных правовых актов и актуализации действующих.

8. Контроль за исполнением требований предписаний и представлений Контрольно-счетной палаты

В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой максимально использовались все предоставленные действующим законодательством возможности по устранению нарушений. Часто эффект от принятых мер был получен непосредственно в ходе проведения контрольных мероприятий.

Всем проверенным органам администрации города и учреждениям были направлены предложения для принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также установлен контрольный период для исправления нарушений.

Контроль за выполнением требований и предложений, вынесенных по итогам проверок и отраженных в предписаниях и представлениях, осуществлялся в постоянном режиме.

Из направленных в прошедшем году 8 предписаний и 4 представлений:

- выполнено в установленные сроки – 4 предписания и 3 представления,

- не выполнено, выполнено не полностью, принимаются меры по устранению - по 4 предписаниям и 1 представлению.

Кроме того, по двум проверкам, проведенным в 2019 году, предписание и представление направлены в 2020 году, объектами контроля в настоящее время осуществляется соответствующая работа.

По результатам рассмотрения материалов проверок и информаций изданы правовые акты, проведены служебные проверки.

К дисциплинарной ответственности за отчетный период привлечено 30 должностных лиц.

По итогам контрольных мероприятий 2019 года устранено нарушений на сумму 256 002 тыс.руб., в том числе:

- взыскано – 482 тыс.руб.,

- исправлено путем бухгалтерских проводок (восстановлено в учете, принято к учету, списано) – 180 698 тыс.руб.,

- исправлено путем принятия НПА, подтверждения расходов – 74 822 тыс.руб.

На 01.01.2020 года снято с контроля (с учетом переходящих с 2018 года) 2 представления, 5 предписаний. В отчетном периоде Контрольно-счетная палата контролировала выполнение 8 предписаний, вынесенных, но не исполненных в предыдущие годы (2018 г. – 5, 2017 г. – 3). В 2018 году устранено нарушений по результатам контрольной за предыдущие годы – 5 382 тыс.руб., в т.ч. взыскано – 2 602 тыс.руб..

В рамках устранения нарушений по 2 предписаниям производится ежемесячное удержание из заработной платы материально-ответственных лиц суммы недостачи муниципального движимого имущества и материальных ценностей. По 3 предписаниям возврат в бюджет осуществляется за счет приносящей доход деятельности учреждений.

Длительность мероприятий по устранению отдельных нарушений связаны в основном с имущественными правоотношениями, а также с возмещением средств за счет приносящей доход деятельности автономных учреждений согласно установленных графиков.

Полное устранение выявленных нарушений в 2019 году и в предыдущие годы, а также выполнение предложений Контрольно-счетной палаты находится на контроле в 2020 году.

9. Административная практика

В ходе контрольных мероприятий в 2019 году Контрольно-счетной палатой были выявлены нарушения, содержащие признаки административных правонарушений:

9.1. В рамках своих полномочий Контрольно-счетной палатой составлено 3 протокола по привлечению к административной ответственности за нарушения в соответствии с КоАП РФ по ч.1 ст.15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой отчетности)» и по ч.4 ст.15.15.6 «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности». Составы нарушений, которые повлекли за собой отражение недостоверной информации по данным бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности:

- балансовая стоимость земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения, не соответствует кадастровой стоимости земельного участка (завышена);

- не производилось начисление компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в бухгалтерском учете, что повлекло за собой недостоверное отражение данных в бухгалтерской отчетности (не отражение дебиторской задолженности).

В результате – по постановлениям мировых судей в 2019 году приняты решения о привлечении к административной ответственности должностных лиц по 3 составленным протоколам: при этом указанными решениями в 2х случаях должностным лицам назначено наказание в виде предупреждения, по 1 административному правонарушению назначен штраф 5 тыс.руб.. Последнее Постановление мирового судьи (с назначенным штрафом) было обжаловано должностным лицом проверяемого объекта в Тобольском городском суде, однако Решением по делу об административном правонарушении судом Постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба должностного лица оставлена без удовлетворения.

2 марта 2020 г. мировым судьей принято решение еще по одному составленному Контрольно-счетной палатой протоколу (по проверке, проведенной в 2019 году): должностному лицу назначен административный штраф 15 тыс.руб..

9.2. В отчетном периоде при проведении контрольных мероприятий выявлены факты нарушений, имеющих признаки административных правонарушений в 5 проведенных проверках, связанные с несоблюдением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, и предусмотренных ч.1 ст.7.29.3, ч.2 ст.7.31, ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ. Указанные материалы (проверки Комитета жилищно-коммунального хозяйства, МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Тобольска», МКУ «Имущественная казна города Тобольска», МБУ «Центр содействия семейному устройству детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей и сопровождения приемных семей г. Тобольска», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 имени В.П. Неймышева») направлены, в соответствии с заключенным Соглашением, в Тобольскую межрайонную прокуратуру. По материалам 3 проверок уполномоченным органом возбуждено 3 дела об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 3 должностных лица (назначены штрафы 30, 20 и 20 тыс.руб., всего 70 тыс.руб.), по материалам двух проверок решения об административной ответственности не приняты.

III. Экспертно-аналитическая, информационная и иная деятельность

1. В рамках экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой в соответствии с полномочиями, предусмотренными в Положении о Контрольно-счетной палате города Тобольска, Положении о бюджетном процессе в городе Тобольске, иных нормативно-правовых актах Тюменской области и города Тобольска, Контрольно-счетной палатой проведено 51 мероприятие, в том числе:

1.1. Три мероприятия проведено по поручению Тобольской межрайонной прокуратуры: «По рассмотрению вопроса, связанного с продажей муниципального недвижимого имущества на открытом аукционе по договору купли-продажи от 07.12.2016 №10», «Анализ формирования и исполнения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту инженерных сетей многоквартирного жилого дома», «Анализ формирования и исполнения муниципальных контрактов по ремонту автомобильных дорог за период 2017-2019 годов». По итогам мероприятий подготовлены заключения, в которых в том числе отмечены нарушения и недостатки, и которые направлены в прокуратуру.

1.2. Два мероприятия проведено по поручению городской Думы: «Анализ формирования и исполнения муниципального контракта по содержанию городских и поселковых кладбищ за весенний период 2019 года», «Анализ формирования и исполнения муниципальных контрактов по содержанию скверов, находящихся в муниципальной собственности города Тобольска (апрель, май 2019 года)». В ходе данного мероприятия выявлен ряд недостатков, должностным лицам Заказчика (в части заключения муниципальных контрактов) и учреждения, осуществляющего строительный контроль, даны предложения по их устранению и рекомендации по улучшению организации соответствующих работ:

- провести анализ видов выполнения работ, их объема и периодичности, с учетом целесообразности и повышения результативности;

- предусмотреть в контракте схемы участков, определяющих границы проводимых работ на городских и поселковых кладбищах, как приложение к контракту;

- усилить контроль за своевременностью уборки несанкционированных свалок, во избежание захламления территорий кладбищ;

- обеспечить контроль за выполнением работ, предусмотренных муниципальными контрактами;

- рассмотреть возможность включения в контракты, либо заключения дополнительных контрактов на частичный ремонт элементов благоустройства, обеспечить качественный прием выполнения данных работ;

- принять меры по определению местонахождения отсутствующих на момент осмотра скамеек, урн;

- учитывая наличие признаков вандализма в некоторых скверах (Сад Ермака) рассмотреть возможность усиления действенных мер по обеспечению сохранности муниципального имущества, расположенного в скверах (силами ДНД, казачества, установление видеонаблюдения…).

1.3. Одно мероприятие осуществлено в рамках полномочий Контрольно-счетной палаты по итогам приема по личным вопросам - «Анализ формирования и исполнения муниципального контракта, предусматривающего содержание Завального кладбища в зимний период».

По итогам мероприятия подготовлено заключение, в котором должностным лицам Заказчика и учреждения, осуществляющего строительный контроль, даны предложения:

- при приемке работ обеспечить качественный прием их выполнения, соответствующего условиям, содержащимся в муниципальных контрактах, включая полноту видов и периодичность работ, обеспечить постоянный контроль за ходом выполнения работ;

- при определении фактического объема выполненных работ за январь учесть начало действия контракта - 25.01.2019.

1.4. Одно мероприятие связано с проведением внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Тобольска и подготовкой экспертного заключения о проведении внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Тобольска.

1.5. Осуществлены 44 мероприятия по оценке и финансово-экономическая экспертизе поступивших проектов решений Тобольской городской Думы (29), бюджета города (14), стратегии социально-экономического развития города (1).

В подготовленных экспертных заключениях содержалось 117 предложений Контрольно-счетной палаты (в т.ч. 18 по совершенствованию бюджетного процесса), из которых 106 учтены при принятии решений.

Как и в предыдущие годы Контрольно-счетная палата в 2019 году придерживалась положительно зарекомендовавшей себя практики проработки проектов нормативных правовых актов с разработчиками на стадии подготовки заключения. Ввиду чего, часть предложений палаты учитывались разработчиками уже на стадии подготовки заключения.

2. Исполнение бюджета.

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, проведенные в 2019 году, показывают, что в целом бюджетный процесс в городе Тобольске организован на должном уровне. Установленные полномочия участниками бюджетного процесса исполняются в основном надлежащим образом.

Особое место в осуществлении экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты занимает подготовка экспертного заключения на исполнение бюджета города. Подготовке заключения предшествует проведение внешних проверок бюджетной отчетности всех двенадцати главных администраторов бюджетных средств (отражено в пункте 6 раздела II настоящего отчета) и внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета (пункт 1.2 раздела III настоящего отчета). Экспертное заключение по проекту решения Тобольской городской Думы «Об отчете «Об исполнении бюджета города за год»:

- основывается на результатах внешней проверки;

- содержит вывод о достоверности представленных данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также данных об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;

- содержит анализ доходной и расходной части бюджета, источников погашения дефицита бюджета;

- оценивает исполнение бюджетных полномочий участников бюджетного процесса;

- оценивает качество планирования и исполнения городского бюджета;

- дает оценку состоянию и работе с кредиторской и дебиторской задолженностью;

- содержит оценку соответствия нормативных правовых документов, применяемых в ходе исполнения местного бюджета, Бюджетному кодексу РФ, решению городской Думы о бюджете;

- содержит выводы и предложения Контрольно-счетной палаты по представленному для утверждения городской Думой отчету.

Также в рамках контроля за исполнением бюджета осуществлена подготовка заключений по исполнению бюджета за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев: на основании отчетов об исполнении бюджета, утвержденных Главой города, а также на основании проектов решений Думы об исполнении бюджета за соответствующий период, приложений к нему и прочих документов.

3. Взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными организациями, гражданами.

В течение 2019 года Контрольно-счетная палата взаимодействовала с Администрацией города Тобольска и комитетами Администрации, Тобольской городской Думой по вопросам планирования и исполнения бюджета города Тобольска, информирования о результатах проведенных проверок, вынесенных по их результатам предписаниях и представлениях, содержащих конкретные предложения по устранению нарушений и недостатков, контролю за их исполнением.

В Администрацию города, Комитеты администрации, городскую Думу направлено 41 информационное письмо о результатах проверок, вынесенных предписаниях и представлениях, необходимости внесении изменений или дополнений в нормативные правовые акты.

Председатель Контрольно-счетной палаты или лицо его замещающее принимали участие в заседаниях городской Думы и постоянных депутатских комиссий, рабочих и межведомственных комиссий.

Отчет о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты за 2018 год рассмотрен городской Думой в марте 2019 года.

Заслушано на заседаниях городской Думы и постоянных депутатских комиссиях 57 информаций Контрольно-счетной палаты об итогах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

В 2019 году в бюджетном процессе города Тобольска организована работа межведомственной Согласительной комиссии для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с внесением изменений в сводную бюджетную роспись. В работе комиссии принимал участие председатель Контрольно-счетной палаты, всего проведено в отчетном году 3 заседания комиссии с принятием соответствующих решений.

Рассмотрены в отчетном периоде обращения общественных и иных организаций, поступившие в адрес Контрольно-счетной палаты во время приема по личным вопросам, а также в рабочем порядке (4 приема по личным вопросам, 5 обращений). По вопросам, изложенным заявителями и находящимся в компетенции Контрольно-счетной палаты, приняты меры: проведено экспертно-аналитическое мероприятие, включен дополнительный вопрос в программу проводимого контрольного мероприятия, включены соответствующие контрольные мероприятия в план работы на 2020 год, даны ответы по существу обращений.

4. Взаимодействие с правоохранительными органами. Противодействие коррупции.

В прошедшем году в рамках заключенного Соглашения о порядке взаимодействия Контрольно-счетной палаты и Тобольской межрайонной прокуратуры продолжено сотрудничество по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и пресечением правонарушений в финансово-бюджетной сфере, а также в использовании муниципальной собственности. В соответствии с указанным Соглашением Контрольно-счетной палатой направлялись материалы всех проведенных мероприятий, по результатам рассмотрения которых принимались меры реагирования.

В течение 2019 года от Тобольской межрайонной прокуратуры и от Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Тобольский» поступило четыре поручения о проведении Контрольно-счетной палатой внеочередных проверок в текущем году. Указанные обращения удовлетворены: проведено 1 контрольное мероприятие (проверка исполнения договора по выполнению капитального ремонта здания, находящегося по адресу: г.Тобольск, 8 микрорайон, д.44 «а») и 3 экспертно-аналитических мероприятия («По рассмотрению вопроса, связанного с продажей муниципального недвижимого имущества на открытом аукционе по договору купли-продажи от 07.12.2016 №10», «Анализ формирования и исполнения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту инженерных сетей многоквартирного жилого дома», «Анализ формирования и исполнения муниципальных контрактов по ремонту автомобильных дорог за период 2017-2019 годов»). По итогам мероприятий подготовленные материалы (акты, предписания, заключения), которые направлены в органы, отправившие запрос.

В целях принятия незамедлительных мер прокурорского реагирования (п.8.ст.16 Федерального закона №6-ФЗ) материалы 12 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлены в Межрайонную прокуратуру. Из них:

- 4 материала (1 контрольное и 3 экспертно-аналитических мероприятия) – исполненные по поручению правоохранительных органов,

- материалы 5 проверок, содержащих признаки административных правонарушений,

- материалы 3 проверок, содержащих признаки иных правонарушений.

В 2019 году председатель Контрольно-счетной палаты принимал участие в межведомственных совещаниях в Тобольской межрайонной прокуратуре, где в том числе рассматривались результаты проведенных проверок.

Продолжена работа в составе Совета по противодействию коррупции в городе Тобольске. Информация Контрольно-счетной палаты по контролю за расходованием средств бюджета города и использованием объектов муниципальной собственности за 2018 год заслушивалась на заседании Совета в мае 2019 года.

В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции в Контрольно-счетной палате выполняются мероприятия, направленные на принятие эффективных мер по предупреждению, выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению коррупции и конфликта интересов на муниципальной службе, соблюдение муниципальными служащими общих принципов служебного поведения, норм профессиональной этики, обязательств, ограничений и запретов, установленных на муниципальной службе.

5. Взаимодействие с региональными и муниципальными органами финансового контроля. Межмуниципальное сотрудничество.

Годовой отчет о контрольной и экспертно-аналитической деятельности за 2018 год направлены в Счетную палату Тюменской области, Департамент финансов Тюменской области и Уральское представительство Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, членом которого является Контрольно-счетная палата. Аналитические отчеты о проведенных контрольных мероприятиях в 2019 году ежеквартально направлялась в Департамент финансов Тюменской области.

Уделено внимание в отчетном периоде и развитию межмуниципального сотрудничества. С 2004 года Контрольно-счетная палата является членом Союза МКСО и активно взаимодействует с контрольно-счетными органами других муниципальных образований Российской Федерации, в том числе осуществляется постоянный обмен опытом. Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты города Тобольска была опубликована на сайте Портала Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ. В июне 2019 года председатель Контрольно-счетной палаты принял участие в работе ежегодного Общего собрания членов Союза МКСО. В ноябре 2019 года председатель Контрольно-счетной палаты избран в Совет Представительства Союза МКСО в Уральском федеральном округе и вошел в состав комиссии по этике Союза МКСО.

7. Информационное присутствие Контрольно-счетной палаты города Тобольска обеспечено в сети интернет:

- на официальном сайте Администрации города Тобольска (страница «Контрольно-счетная палата города Тобольска») admtobolsk.ru/kontrol/;

- на официальном сайте Тобольской городской Думы (страница «Контрольно-счетная палата») dumatobolsk.ru/kontrolno-schetnaya-palata/;

- на официальном сайте муниципального образования город Тобольск на портале органов государственной власти Тюменской области (страница «Контрольно-счетный орган») tobolsk.admtyumen.ru/mo/Tobolsk/government/control.htm.

В течение 2019 года на указанных информационных ресурсах размещены 11 информаций о результатах проведенных контрольных мероприятиях и выявленных при этом нарушениях и недостатках, принятых мерах по выполнению предписаний и представлений, 1 отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты за 2018 год. Кроме того, в течение года в СМИ размещались 15 публикаций (сообщений), связанных с деятельностью Контрольно-счетной палаты.

IV. Основные задачи на 2020 год

План работы Контрольно-счетной палаты города на 2020 год разработан утвержден в соответствии с полномочиями контрольно-счетных органов, на основе результатов деятельности в предыдущие годы. Основной задачей на планируемый период остается контроль соблюдения принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств города на всех уровнях и этапах бюджетного процесса. Особый акцент будет сделан на выявление фактов неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, а также на выявление системных проблем. В плане работы отражены приоритетные направления контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности в текущем году являются:

- осуществление контроля за целевым направлением, эффективностью и результативностью использования бюджетных средств. В ходе запланированных проверок предусмотрен контроль за расходованием средств в социальной сфере, жилищно-коммунальной и дорожной сфере, муниципальном секторе экономики, в сфере управления. Будет рассмотрено и проанализировано расходование средств в рамках реализации национального проекта;

- контроль за полнотой исчисления и поступления доходов в бюджет города, в том числе от взыскания имеющейся задолженности; контроль в отношении управления и распоряжения муниципальной собственностью, за обеспечением ее сохранности и эффективным использованием. Ввиду наличия рисков снижения налоговых и неналоговых доходов города, это направление деятельности представляется очень значимым и актуальным;

- осуществление аудита в сфере закупок в соответствии с действующим законодательством. В рамках контрольных мероприятий будет проведен анализ достижения целей осуществления закупок за счет средств бюджета города и дана оценка законности, целесообразности, обоснованности и своевременности расходов на закупки, результатов закупок;

- усиление контроля за формированием и реализацией муниципальных программ в различных сферах жизнедеятельности города. Будет уделено особое внимание результативности расходов, осуществляемых в рамках муниципальных программ, а также использованию средств, направленных на внепрограммные мероприятия.

В поле зрения контролеров, как и прежде, остается осуществление контроля за устранением нарушений и недостатков в деятельности проверяемых объектов, выявленных контрольными мероприятиями, проведенными в 2019 году.

В рамках полномочий Контрольно-счетной палаты и при наличии оснований будет продолжена работа по составлению административных протоколов в отношении объектов контроля, их должностных лиц.

Будет уделено внимание вопросам дальнейшей регламентации и стандартизации деятельности Контрольно-счетной палаты, а также практического применения Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего муниципального финансового контроля.

Достижение намеченных целей неразрывно связано с эффективностью деятельности счетной палаты:

- за счет совершенствования научно-методологического, правового, информационного обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности;

- развития методологии, направленной на повышение надежности и качества финансового контроля;

- поддержания и дальнейшего развития кадрового, организационного, материально-технического потенциала;

- тесного взаимодействия с органами местного самоуправления города Тобольска;

- развития сотрудничества с контрольно-счетными органами Уральского федерального округа и муниципальными контрольно-счетными органами Российской Федерации.