Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Отчёт о деятельности КСП за 2018 год

Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Тобольска 

за 2018 год

I. Основные направления деятельности

Отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Тобольска за 2018 год подготовлен на основании требований статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 41 Устава города Тобольска, статей 5, 12 и 22 Положения «О Контрольно-счетной палате города Тобольска», утвержденного решением Тобольской городской Думы от 27.12.2005 №44.

Отчет содержит характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные виды выявленных нарушений и меры, направленные на их устранение, осуществления бюджетного процесса и организации системы управления муниципальной собственностью. В отчете отражены результаты иной деятельности, направленной на повышение эффективности работы палаты, качества ее межведомственного и межмуниципального взаимодействия, а также задачи на 2018 год.

Основными задачами Контрольно-счетной палаты, как органа внешнего муниципального финансового контроля, являются: контроль за реализацией бюджетного процесса в городе Тобольске, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, контроль за законным и результативным (экономным и эффективным) использованием средств бюджета города и эффективным использованием муниципального имущества.

Организация деятельности основывается на принципах законности, объективности, независимости и гласности.

Деятельность Контрольно-счетной палаты города Тобольска в 2018 году осуществлялась в соответствии с планом работы на 2018 год, утвержденным приказом председателя от 14.12.2017 №67, в который включены мероприятия по обеспечению контрольной, экспертно-аналитической деятельности с учетом полномочий и направлений деятельности Контрольно-счетной палаты, с целью осуществления предварительного и последующего контроля. В течение года план работы был скорректирован на основании поручения Тобольской городской Думы и обращения Тобольской межрайонной прокуратуры.

В рамках предварительного контроля проведено экспертно-аналитическое мероприятие по контролю за составлением проекта бюджета города Тобольска на очередной финансовый год и на плановый период, подготовка заключений по проекту решения Тобольской городской Думы о бюджете города. Проводились поквартальный анализ исполнения бюджета города Тобольска, оценка и проверка вносимых изменений и дополнений в бюджет города, в результате подготовлены заключения на проекты решений Тобольской городской Думы по исполнению бюджета города за I квартал, I полугодие, 9 месяцев 2018 года, а также о внесении изменений и дополнений в бюджет города на 2018 год. Осуществлялись другие экспертно-аналитические мероприятия по поручениям Тобольской городской Думы, а также в рамках полномочий Контрольно-счетной палаты по итогам обсуждений вопросов на заседаниях постоянных депутатских комиссий.

Проведение внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, отчета об исполнении бюджета города за 2017 год; проверок законности и результативности (экономности и эффективности) расходования бюджетных средств; проверок соблюдения установленного порядка управления, распоряжения, учета и обеспечения сохранности муниципального имущества; осуществление аудита закупок; осуществлялись в рамках мероприятий по проведению последующего контроля.

Проверки Контрольно-счётной палаты, кроме исполнения полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, ориентированы на оказание практической помощи субъектам проверок в части правильного ведения бухгалтерского учёта, бюджетной отчётности, соблюдения требований федерального и регионального законодательства при расходовании бюджетных средств, использовании муниципального имущества, земельных ресурсов, организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.

II. Контрольная деятельность Контрольно-счетной палаты

За 2018 год Контрольно-счетной палатой проведено 32 контрольных мероприятий, в том числе:

1) 6 комплексных проверок (объекты проверки – комитеты администрации города, автономные учреждения, муниципальное унитарное предприятие);

2) 26 тематических проверок, из них:

- 11 - по проверке годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2017 год,

- 2 проверки, связанные с администрированием доходов,

- 1 проверка использования бюджетных средств, выделяемых на муниципальную программу благоустройства города,

- 1 проверка в сфере транспортного обслуживания граждан,

- 1 проверка многофункционального центра предоставления государственных и муниципальных услуг,

- 1 проверка по соблюдению установленного порядка управления, распоряжения, учета и обеспечения сохранности муниципального имущества в дошкольном образовательном учреждении,

- 8 встречных проверок в учреждениях сферы образования,

- 1 проверка (совместно с прокуратурой) – по расходованию средств субсидий, выделенных управляющей компании.

Из числа вышеуказанных контрольных мероприятий – в 7 проверках осуществлялся аудит в сфере закупок или мероприятия с элементами аудита в сфере закупок, в 19 проверках – мероприятия с элементами аудита эффективности.

В рамках контрольных мероприятий проведены также 36 инвентаризаций, 266 обследований (большая часть из них – обследование земельных участков при проверке начислений арендной платы).

Объем проверенных средств (без учета внешней проверки отчета об исполнении бюджета города и проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов) – 1 376 053 тыс.руб., проверенного муниципального имущества стоимостью 435 170 тыс. рублей.

По результатам проверок выявлены нарушения общим объемом 280 511 тыс.руб. (количество выявленных нарушений – 300), в т.ч.:

- нарушения при формировании и исполнении бюджетов – 90 270 тыс.руб. (количество выявленных нарушений – 100),

- неэффективное использование бюджетных средств – 13 311 тыс.руб. (количество выявленных нарушений –12),

- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 90 143 тыс.руб. (количество выявленных нарушений – 111),

- нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью – 82 132 тыс.руб. (количество выявленных нарушений – 50), в том числе в части недополучения доходов – 4 976 тыс.руб.,

- нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 4 655 тыс.руб. (количество выявленных нарушений – 24),

- иные нарушения - количество выявленных нарушений – 3.

По результатам проверок вынесено 6 предписаний и 5 представлений.

По итогам контрольных мероприятий 2018 года устранено нарушений на сумму 223 369 тыс.руб., в том числе:

- взыскано – 2 172 тыс.руб.,

- исправлено путем бухгалтерских проводок (восстановлено в учете, принято к учету, списано) – 108 181 тыс.руб.,

- исправлено путем принятия нормативных правовых актов, подтверждения расходов – 113 016 тыс.руб.

Кроме того, в 2018 году устранено нарушений по результатам контрольной деятельности за 2017 год в объеме 26 574 тыс.руб..

На 01.01.2019 снято с контроля 4 представления и 3 предписания.

Материалы всех проверок направлены Главе города, в комитеты администрации, а также в соответствии с заключенным Соглашением – ежеквартально в Тобольскую межрайонную прокуратуру.

В целях принятия незамедлительных мер прокурорского реагирования (п.8.ст.16 Федерального закона №6-ФЗ) материалы 6 проверок направлены в Тобольскую межрайонную прокуратуру. Из них материалы 2 проверок – выполненных по поручению прокуратуры, 4 проверок - содержащих признаки административных правонарушений.

В Администрацию города, Комитеты администрации направлено 32 информационных письма о результатах проверок, вынесенных предписаниях и представлениях, необходимости внесении изменений или дополнений в нормативные правовые акты, предложениях о принятии мер по результатам проверок, в том числе дисциплинарного характера.

По результатам рассмотрения материалов проверок и информаций издан 21 нормативный правовой акт.

К дисциплинарной ответственности привлечено 10 должностных лиц.

В 2018 году Контрольно-счетной палатой составлено 6 протоколов по привлечению к административной ответственности за нарушения в соответствии с КоАП РФ по ч.1 ст.15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой отчетности)», которые повлекли за собой отражение недостоверной информации по данным бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности:

В результате – по постановлениям мировых судей приняты решения о привлечении к административной ответственности должностных лиц по 6 составленным протоколам: при этом указанными решениями в 3х случаях должностному лицу назначено наказание в виде предупреждения, в 2х случаях должностным лицам объявлено устное замечание, по 1 административному правонарушению назначен штраф 5 тыс.руб..

В отчетном периоде при проведении контрольных мероприятий выявлено 15 фактов, имеющих признаки административных правонарушений (в 4 проверках), связанных с несоблюдением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, и предусмотренных ч.1 ст.7.29, ч.2 ст.7.29, ч.4 ст.7.29.3, ч.7.32.3 КоАП РФ. Указанные материалы направлены, в соответствии с заключенным Соглашением, в Межрайонную прокуратуру. По материалам 2 проверок уполномоченным органом возбуждено 2 дела об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 2 должностных лица (назначены штрафы 30 и 3 тыс.руб.), по материалам двух проверок на сегодняшний день решения не приняты.

Информации о контрольных мероприятиях рассматривались на заседаниях Тобольской городской Думы и на заседаниях постоянных депутатских комиссий.

Контрольные мероприятия проводились в 2018 году в виде:

- комплексных проверок (мероприятий, при которых проверяются одновременно все направления финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, операции со средствами бюджета города и с муниципальной собственностью),

- тематических проверок (мероприятий, проводимых по конкретным вопросам деятельности объекта проверки, использования им бюджетных средств и (или) муниципальной собственности, администрирования доходов), включая внешние проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

1. Контрольные мероприятия в части пополнения доходной части бюджета.

В 2018 году проведены две соответствующие проверки, связанные с исчислением и поступлением доходных источников.

1.1. В Комитете земельных отношений и лесного хозяйства проведена – проверка правильности начисления, полноты и своевременности поступления в бюджет администрируемых доходов (выборочно) за 2017 год.

При проведении проверки правильности начисления арендной платы по 329 договорам аренды земельных участков, полноты и своевременности поступлений в бюджет города, соблюдения установленных оснований для признания безнадежной к взысканию в бюджет города задолженности по арендной плате за земельные участки и соблюдения порядка списания задолженности, а также осуществления других бюджетных полномочий главным администратором доходов бюджета установлено следующее:

- нарушения, связанные с правильностью начислений и полнотой поступлений неналоговых доходов (аренда земельных участков), в том числе применение несоответствующих коэффициентов детализации, учитывающих специфику осуществления деятельности на конкретных земельных участках по 26 договорам аренды с разрешенным использованием земельного участка;

- не применение установленного коэффициента нарушения правового режима использования земельного участка в размере (Кнр) = 5% - в случаях выявления комитетом фактов использования земельного участка на цели, не соответствующие разрешенному использованию, определенному условиями договора аренды;

- при обследовании земельного участка выявлено нарушение требования статьи 1 Земельного кодекса РФ в части соблюдения принципа платности использования земли, согласно которому любое использование земли осуществляется за плату, а также учитывая требования статьи 65 Земельного кодекса РФ, согласно которого формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата;

- нарушение Порядка ведения претензионно-исковой работы по взысканию задолженности по арендной плате и неустойке (пени) за использование земли, в части обеспечения надлежащего контроля за своевременным поступлением арендной платы в бюджет города, а именно, соблюдение сроков направления претензии о уплате задолженности по арендной плате за пользованием земельным участком, а так же подготовки и направление в суд заявления о взыскании задолженности по арендной плате и неустойке (пени) по 3 договорам;

- не осуществление бюджетных полномочий по своевременному взысканию задолженности по 6 договорам аренды за пользование земельными участками (в связи с чем сумма задолженности в бюджет города не поступила, а была списана в установленном порядке);

- использование земельного участка собственником нежилого помещения без заключения договора аренды земельного участка, сумма неосновательного обогащения за пользование земельным участком не предъявлена и не взыскана;

- размещение рекламной конструкции на земельном участке без заключения договора аренды земельного участка под установку и эксплуатацию рекламной конструкции, сумма неосновательного обогащения за пользование земельным участком не предъявлена и не взыскана;

- установлены нарушения в части проведения инвентаризации и в части ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и составления годовой бюджетной отчетности.

Часть указанных нарушений привела к недопоступлению в доход бюджета города арендной платы за пользование земельными участками.

1.2. В Комитете жилищно-коммунального хозяйства проведена проверка правильности и полноты поступления в бюджет города администрируемых доходов за 2017 год и текущий период 2018 года.

По результатам проверки выявлены факты не принятия мер по взысканию или признанию задолженности по платежам в бюджет безнадежной к взысканию в бюджет города, по 8 договорам с подрядчиками (поставщиками).

Контрольно-счетная палата отмечает: несмотря на то, что осуществление функций главных администраторов доходов бюджета в целом обеспечивали стабильное исполнение бюджета города по доходам, а также перевыполнение доходной части бюджета, имеются отдельные недостатки, повлиявшие на поступление доходов в бюджет, имеются резервы по увеличению неналоговых доходов. Выявленные нарушения и недостатки частично приняты должностными лицами объектов проверок к устранению и учтены в работе. Принятие мер по устранению выявленных нарушений находится на контроле Контрольно-счетной палаты.

2. Контроль за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств

Основная цель значительной части проводимых в прошедшем году проверок - контроль за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств. В 2018 году проверки расходования средств произведены в составе:

- комплексных контрольных мероприятий в Комитете по культуре и туризму, Комитете по образованию, МАУ ДО «Детская школа искусств им.А.А.Алябьева», МАУ «Организационно-аналитический центр культуры и искусств», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», МУП «Дорожно-эксплуатационный участок»;

- тематических контрольных мероприятий в Администрации города Тобольска, Комитете жилищно-коммунального хозяйства, МАУ г.Тобольска «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №51», в подведомственных Комитету по образованию учреждениях МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12», МАУ «Центр ОДО «Образование» г.Тобольска, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №7», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №14», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №18», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №49» г. Тобольска;

- участия в проверке, проводимой Тобольской межрайонной прокуратурой в ООО «Историческая часть» (по расходованию средств субсидий, выделенных управляющей компании).

Основные итоги проверок, включая основные выявленные нарушения, следующие:

2.1. Нарушения, связанные с несоблюдением Трудового кодекса РФ, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007 №922, иных нормативных правовых актов, связанных с оплатой труда:

- в части определения размера заработной платы, фактически отработанного времени, исчисления среднего заработка при расчетах за отпуск, командировки, компенсации, сверхурочную работу в праздничные дни;

- в части начисления районного коэффициента и дополнительной компенсации к заработной плате, выплаты денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск при увольнении, оплаты труда за работу в выходные дни, не предоставления гарантии в виде сохранения среднего заработка при направлении в служебную командировку, исчисления средней заработной платы за время нахождения работников в отпусках и командировках и в части начисления сумм премий;

- начисление средней заработной платы за время нахождения в командировке и оплату труда за работу в выходные дни работникам, принимавшим участие в мероприятиях, не предусмотренных муниципальным заданием;

- решение о выплате и размере ежемесячной, ежеквартальной премии, вознаграждения за выслугу лет не оформлялось приказом руководителя, в связи с чем допущено необоснованное начисление и выплата премий;

- доплата за вредность в размере 4%, устанавливаемая за работу в холодный период с 15 октября по 15 апреля, начислялась без учета холодного периода в течение всего года;

- при проверках выявлены случаи определения размеров премий и стимулирующих выплат некоторым категориям работников при отсутствии установленных критериев оценки эффективности их профессиональной деятельности, с применением не установленного критерия оценки эффективности, за невыполнение установленных показателей премирования, а также в сверх установленных размерах; без указания конкретных оснований для премирования;

- в приказах на премирование указана фиксированная сумма, не указаны: мотив поощрения, период начисления премии, в «графе с приказом ознакомлен» подпись работников отсутствует (т.е. работники с приказом о поощрении не ознакомлены), отсутствуют основания для премирования;

- нарушение требований ст.136 Трудового кодекса РФ: в трудовых договорах не определены условия перечисления заработной платы на банковский счет; не утверждена форма расчетного листка с включением графы «За задержку заработной платы и других выплат, причитающихся работнику»;

- нарушение ст.88 Трудового кодекса РФ, ст.19 Закона «О персональных данных» от 27.07.2006 №152-ФЗ в части не принятия необходимых правовых, организационных мер для защиты персональных данных в связи с осуществлением функций начисления заработной платы лицом, не состоящим в трудовых отношениях, отношениях гражданско-правового характера;

- выявлено наличие противоречий и несоответствий в Положении о системе оплаты и стимулирования труда учреждения в части определения размеров стимулирования (премирования).

Часть указанных нарушений привели к необоснованному или неэффективному начислению оплаты труда.

2.2. Нарушения при проверке порядка приобретения, учета и списания горюче-смазочных материалов

При проверках были выявлены нарушения Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете», приказов и методических рекомендаций Министерства транспорта РФ:

- не отражались сведения о показаниях спидометра (при выезде и возвращении); остаток бензина при выезде и при возвращении; расход по норме и фактически; перерасход, экономия; на обратной стороне путевого листа: место (отправления и назначения), время (выезда и возвращения), пройдено км, подпись лица, пользовавшегося автомобилем;

- наличие недостоверной информации в путевых листах об остатках ГСМ, наличия в путевых листах недостоверной информации о пробеге автомобилей в период прохождении технического осмотра, планового или внеочередного ремонтов на СТО, в результате которых произведено необоснованное списание ГСМ;

- произведено необоснованно списание бензина, в том числе:

- без подтверждения фактов хозяйственной жизни, без надлежащего оформления путевых листов

- без учета показаний спидометра (т.е. сколько получено (заправлено) и столько же списано),

- без подтверждения факта выдачи (получения) талонов и заправки по заправочной карте (по данным заправки и табеля учета выдачи ГСМ),

- на транспортное средство, которое не значится на балансе предприятия по данным бухгалтерского учета, в хозяйственное ведение и в аренду предприятию не передавалось,

- на транспортное средство, находящееся в нерабочем состоянии и использовавшемся для служебных разъездов;

- без подтверждения факта хозяйственной жизни, без оправдательных документов по данным бухгалтерского учета произведено необоснованное списание бензина;

- норма расхода ГСМ, зимняя надбавка к норме расхода автомобильного топлива, установленные приказом учреждения не соответствуют нормам, утвержденным распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 №АМ-23-р;

- утверждены нормы расхода ГСМ без учета нормативного значения расхода ГСМ при эксплуатации автомобиля в городах с различной численностью населения;

- отсутствие ведения раздельного учета пробега в целях списания ГСМ по группам видов услуг (в рамках выполнения муниципального задания и приносящей доход деятельности), необоснованное списание топлива, приобретенного за счет бюджетных средств (субсидий) и израсходованного на цели оказания платных услуг. Проверкой первичных учетных документов по работе легкового автотранспорта выявлено использование легкового автомобиля не в целях выполнения работ, предусмотренных муниципальным заданием, в результате которого произведено необоснованное списание ГСМ, приобретенного за счет средств бюджетных средств (субсидий).

2.3. Прочие нарушения в расходовании средств:

- установлены факты принятия и оплаты фактически невыполненных, а также некачественно выполненных объемов работ;

- не подтверждены сведения о фактах хозяйственной жизни, вследствие чего произведены необоснованные расходы (как пример: оплату выполненных работ и оказанных услуг на техническое обслуживание и текущий ремонт внутренних инженерных систем на основании актов, не содержащих информации и данных о фактически выполненных работах, оказанных услугах. Документы, подтверждающие объемы фактически выполненных работ и оказанных услуг в учреждении отсутствуют);

- нарушения (отсутствие работы и непринятие мер) при работе с дебиторской задолженностью, не погашение кредиторской задолженности по состоянию на конец года при наличии остатков неиспользованных средств субсидии;

- нарушения кассовой дисциплины в части выдачи наличных средств из кассы предприятия;

- оплата услуг на техническое обслуживание систем охранно-пожарной сигнализации при отсутствии на балансе объектов основных средств, в отношении которых производилось техническое обслуживание;

- расходование бюджетных средств на объекты, не являющиеся объектами муниципального имущества (отсутствующие в перечне объектов муниципального имущества) и не закрепленные на праве оперативного управления);

- выявлены нарушения при заключении договоров и оплате медицинских услуг по прохождению медицинского осмотра;

- другие нарушения и недостатки, связанные с расходованием средств.

2.4. Неэффективное расходование средств.

При проверках выявлены следующие факты:

- определение объема и предоставление субсидий с нарушением принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного статьей 34 Бюджетного кодекса РФ (необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств) на цели приобретения объектов основных средств. Объем субсидий не обоснован выбором цены поставки, не подтвержден коммерческими предложениями нескольких поставщиков, в результате определено неэффективное расходование бюджетных средств в сумме ориентировочного удорожания цены приобретения.

- не является эффективным расходованием бюджетных средств предоставление субсидий на приобретение оборудования в связи с отсутствием экономического обоснования формирования цены закупаемого оборудования в заявке учреждения о предоставлении субсидий;

- то же самое было выявлено при проверке проведения мероприятия (описание услуг и количественных показателей объема услуг в договорах на оказание услуг и в актах приемки услуг отсутствуют);

- установлены факты ненадлежащего документального подтверждения организации и проведения мероприятия (конкурса), что не позволяет сделать вывод об эффективности расходования средств субсидии на проведение конкурса (отсутствуют заявки участников конкурса, в связи с чем, не представляется возможным персонифицировать участников конкурса, определить их общее количество и установить их возрастную категорию);

- неэффективное расходование бюджетных средств на оплату междугородних переговоров;

- расходование учреждением средств субсидий на приобретение основных средств, которые не использовались для осуществления Уставной деятельности, так как переданы после приобретения в комитет (учредителю);

- при проверке посещаемости воспитанниками детского сада установлены факты пропусков детей без уважительной причины от 3 до 6 месяцев: в результате расходование средств субсидий, предоставленных на реализацию основных общеобразовательных программ дошкольного образования, является неэффективным;

- расходование средств субсидии на организацию бесплатной перевозки школьников, проживающих на территории Тобольского муниципального района;

- не установлен учредителем порядок определения объема субсидий на цели, не связанные с возмещением нормативных затрат на оказание в соответствии с муниципальным заданием муниципальных услуг, на иные цели.

Значительная часть нарушений и недостатков в части расходования бюджетных средств, выявленных при проверках в 2018 году на момент подготовки настоящего отчета устранена.

Необходимо отметить, что при общей тенденции на укрепление финансовой дисциплины участников бюджетного процесса (особенно главных распорядителей бюджетных средств) имеют место быть выявляемые при проверках в 2018 году повторяющиеся нарушения: нарушения при начислении и выплате заработной платы; нарушения, связанные с приобретением имущества и материальных ценностей, расходованием топлива; нарушения при оплате договоров; нарушения (отсутствие работы и непринятие мер) при работе с дебиторской задолженностью; нарушения, связанные с выполнением муниципального задания, а также другие нарушения законодательства и действующих нормативно правовых актов.

3. Контроль за формированием плана финансово-хозяйственной деятельности, выполнением муниципального задания, составлением отчета о его выполнении

Проверки, проводимые в городских автономных и бюджетных учреждениях, традиционно ежегодно занимают весомую долю в контрольной деятельности Контрольно-счетной палаты, так как учреждения данных организационно-правовых форм являются самыми многочисленными в структуре муниципалитета. Спецификой данных проверок является контроль за формированием плана финансово-хозяйственной деятельности, за составлением и выполнением муниципального задания, составлением отчета о его выполнении. Также в ходе таких проверок даже при условии выполнения муниципального задания выявляются случаи нарушений, связанных с неправомерным (незаконным, необоснованным) и с неэффективным расходованием бюджетных средств.

В проверяемом периоде указанные вопросы рассмотрены в составе комплексных и тематических проверок в МАУ ДО «Детская школа искусств им.А.А.Алябьева», МАУ «Организационно-аналитический центр культуры и искусств», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», МАУ г.Тобольска «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №12». Также данные вопросы изучены и рассмотрены с точки зрения взаимоотношений с учредителями указанных учреждений.

Основные нарушения и недостатки, обнаруживаемые в ходе контрольных мероприятий следующие:

3.1. Проверкой соответствия плана финансово-хозяйственной деятельности установленным требованиям выявлены случаи нарушений при формировании состава плановых показателей и требований к оформлению муниципального задания, случаи установления единиц измерения без указания кода, а также не соответствия показателей объема муниципальных услуг регламентированным единицам измерения согласно Общероссийского классификатора.

Планы финансово-хозяйственной деятельности утверждены без заключения наблюдательного совета, а также не соответствующими должностными лицами.

3.2. Проверкой формирования муниципальных заданий выявлены случаи:

- формирования муниципальных заданий не в соответствии с основным видом деятельности, предусмотренным Уставом, отсутствует информация о категории потребителей работы, отсутствуют качественные показатели, отдельные качественные показатели не соответствуют условиям оказания услуг или порядку выполнения работ, в связи с чем не позволяют в полном объеме оценить качество оказанных услуг и др.;

- нормативы финансового обеспечения затрат для оказания муниципальных услуг и работ не имеют расшифровки затрат на единицу муниципальной услуги: по прямым затратам и затратам на общехозяйственные нужды;

- наименование муниципальной услуги, доведенной муниципальными заданиями не соответствует основному виду деятельности (согласно ЕГРЮЛ);

- необоснованного установления объемов оказываемых муниципальных услуг;

- доведения объема услуг в объеме меньше нормируемых значений;

- нарушения установленных соглашением сроков предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг, а также нарушением установленных сроков утверждения планов финансово-хозяйственной деятельности.

3.3. Проверкой выполнения муниципальных заданий установлены случаи:

- не соответствия сведений об источнике информации о значении показателя (исходные данные для его расчета) фактически применяемым учреждением;

 - фактического значения исполнения показателей количества оказанной услуги меньше планового значения (в том числе превышение предельно допустимого предела отклонений в размере 10% от установленных муниципальным заданием объемов);

- отсутствием учета выполнения муниципального задания в количественном выражении;

- фактического значения показателя качества оказанной услуги не соответствующего показателю допустимых плановых значений;

- отсутствия сравнительного и (или) оценивающего фактора, позволяющего сделать вывод о качественном оказании услуги;

- оказания услуг не соответствующим категориям получателей услуг;

- форма отчета об исполнении муниципальных заданий не соответствует форме, утвержденной в установленном порядке;

- наименования показателей объема оказанных услуг в отчетах об исполнении муниципальных заданий не соответствуют наименованию, доведенному учредителем муниципальными заданиями.

3.4. Проверкой достоверности данных отчетов о выполнении муниципального задания по оказанию муниципальных услуг, установлено отражение отчетных данных, не соответствующих фактическому объему исполнения показателей:

- завышение количественных показателей;

- не обеспечена достоверность данных, отраженных в отчете;

- источник информации о фактически достигнутых результатах, отраженных в отчете об исполнения муниципального задания не соответствует фактически применяемым учреждением и предоставленным для проверки документам;

- не соответствие данных, отраженных в муниципальном задании, данным отчета учреждения об исполнении муниципального задания;

- не соответствие наименования показателя в отчете об исполнении муниципального задания наименованию показателя, доведенного муниципальным заданием.

3.5. Проверкой своевременности сдачи отчетов об исполнении муниципального задания установлены следующие факты:

- несвоевременность (просрочка) сдачи отчета;

- отсутствие отметки о сроке сдачи отчета, в связи с этим, не предоставляется возможности определить своевременность сдачи отчета.

3.6. Проверкой порядка контроля за выполнением муниципального задания установлены факты:

- учредителем не проводятся плановые выездные проверки по порядку выполнения муниципальных заданий в отношении подведомственного учреждения.

Замечания и нарушения в части формирования плана финансово-хозяйственной деятельности, составления и исполнения муниципального задания, составления отчета о его выполнении приняты в работу руководством автономных и бюджетных учреждений и должностными лицами Администрации города и ее структурных подразделений (комитетов) – учредителей данных учреждений.

4. Контроль за соблюдением установленного порядка управления, распоряжения, учета и обеспечения сохранности муниципального имущества

В соответствии с утвержденным планом работы, по данному направлению деятельности Контрольно-счетной палатой проведено 8 мероприятий в рамках 6 комплексных и 2 текущих проверок, в том числе по вопросам эффективности использования муниципального имущества.

Всего выявлено нарушений в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью (без учета нарушений в части недополученных доходов) в финансовом выражении – 77 156 тыс.руб., что свидетельствует о недостаточном внутреннем контроле как со стороны самих учреждений, так и со стороны комитетов Администрации города – учредителей учреждений, а также Комитета по управлению имуществом – как органа местной администрации, реализующим возложенные полномочия в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города.

Основные виды и факты выявленных нарушений следующие:

- имеются факты недостач муниципального имущества;

- выявлены излишки основных средств, не учитываемых по данным бухгалтерского учета;

- имеется неиспользуемое (неэксплуатируемое) муниципальное имущество, что в некоторых случаях свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств на приобретение данного имущества; выявлено имущество, неиспользуемое по прямому назначению;

- в рамках проведения ремонта теневых навесов фактически произведен демонтаж старых в количестве восьми веранд и установка новых девяти навесов с изменением мест расположения, а не ремонт ранее существующих восьми навесов, при этом в рамках замены навесов фактически произведены изменение объекта (навеса): изменение параметров, перепланировка и т.д., это повлекло ряд последующих нарушений;

- выявлялись не числящиеся по данным бюджетного учета нефинансовые активы (материальные запасы), а также отсутствующие числящиеся по данным бюджетного учета материальные запасы (не списанные);

- выявлены факты хозяйственной жизни по приобретению основных средств, не отраженные в регистрах бухгалтерского учета путем формирования объектов нефинансовых активов основных средств (затраты по приобретению отнесены на расходы текущего финансового года), и, таким образом, не сформированные объекты основных средств; имел место факт передачи неучтенного и несформированного объекта по договору ответственного хранения в стороннюю организацию;

- объекты не переданы в состав муниципальной казны;

- не предоставляются сведения о приобретении участниками бюджетного процесса имущества для его закрепления на праве оперативного управления в Комитет по управлению имуществом, также допускаются случаи нарушения сроков предоставления сведений о приобретенном имуществе;

- не обеспечена государственная регистрация права оперативного управления объектов недвижимого имущества;

- отсутствие правоустанавливающих документов (документально не подтверждено право пользования помещениями);

- отсутствие документов, подтверждающих право пользования земельными участками, на которых расположены нежилые строения, закрепленные на праве оперативного управления;

- отсутствие технической документации помещений;

- нарушения в части проведения инвентаризации основных средств и материальных запасов и оформления ее результатов;

- нарушение порядка ведения инвентарных карточек учета объекта основных средств, несоответствие нанесенных инвентарных порядковых номеров на объектах муниципального имущества с данными бухгалтерского учета имущества;

- не соответствие балансовой стоимости нефинансовых активов (основных средств), числящихся по данным бюджетного учета, стоимости муниципального имущества, переданного на праве оперативного управления;

- не принятие мер по ликвидации списанного муниципального имущества;

- нарушение порядка списания муниципального имущества, в части списания объектов основных средств, остаточной стоимостью более 10 тыс. руб. при отсутствии в составе постоянно действующей комиссии представителей Комитета по управлению имуществом;

- нарушение, связанное с учетом основных средств: ограждение, теневые навесы, веранды, не примыкающие к зданию и выполняющие самостоятельную функцию учитываются учреждением не как самостоятельные объекты основных средств, а в составе здания;

- неудовлетворительное, аварийное состояние объектов муниципального имущества;

- установлено наличие малых архитектурных форм (МАФ), которые изготовлены из металлических листов и труб, имеют явные признаки коррозии металла и отслаивание их покрытий; изготовление и установка указанных МАФов в нарушение ГОСТ Р 52301-2004 «Оборудование детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации»: не сертифицировано, не соответствует требованиям санитарно-гигиенических норм; отсутствует гигиеническое заключение на конечный продукт и на комплектующие составляющие; установка оборудования выполнена без соответствующих проектов, без паспорта на оборудование;

- установлено нарушение Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных постановлением Правительства РФ, в части несанкционированного въезда автомобильного транспорта на территорию школы. 

Все выявленные нарушения и недостатки приняты должностными лицами объектов проверок к устранению и учтены в работе. Полное устранение всех нарушений находится на контроле Контрольно-счетной палаты и Комитета по управлению имуществом.

5. Аудит закупок

Контрольно-счетной палатой в большинство программ комплексных контрольных мероприятий включаются вопросы аудита в сфере закупок в установленных законом случаях (при проверках органов местного самоуправления, структурных подразделений Администрации города, казенных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий), а также вопросы соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг (при проверках автономных учреждений). Таким образом, сфера закупок проверяется как одна из составляющих деятельности объекта контроля.

Аудит закупок в 2018 году осуществлялся в составе 3 комплексных и контрольных мероприятий (объекты проверки – 2 комитета администрации города, 1 МУП), аналогичные мероприятия проведены также в отношении закупок отдельными видами юридических лиц (4 автономных учреждения).

Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе этих проверок:

- несоблюдение порядка заключения муниципального контракта (договора) на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд;

- несоблюдение требований, в соответствии с которыми муниципальные контракты (договоры) заключаются в соответствии с планом закупок, планом-графиком закупок товаров, работ, услуг;

- нарушения, связанные с назначением контрактного управляющего;

- не включение в контракт (договор) обязательных условий;

- отсутствует в контракте печати предприятия и подписи руководителя, предусмотренных условиями контракта и требованиями п.1 ст.160 Гражданского кодекса РФ;

- нарушения условий реализации контрактов, в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту;

- несоответствие контракта (договора) требованиям, предусмотренным документацией (извещением) о закупке, протоколам закупки, заявке участника закупки;

- не составление дополнительного соглашения к контракту;

- не размещение (размещение с нарушением сроков) в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- неэффективное использование (длительное неиспользование) приобретенного муниципального имущества и материальных ценностей.

В отчетном периоде при проведении контрольных мероприятий выявлено 15 административных правонарушений (в 4 проверках), связанных с несоблюдением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, и предусмотренных ч.1 ст.7.29, ч.2 ст.7.29, ч.4 ст.7.29.3, ч.7.32.3 КоАП РФ. Информация о принятых мерах по указанным нарушениям изложена в пункте 10 раздела II настоящего отчета.

Контрольно-счетной палатой города Тобольска планируется продолжить совершенствование методов проверок законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки в рамках проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, что повысит качество анализа и оценки результатов, достижения целей осуществления закупок.

6. Контроль за организацией и ведением бухгалтерского учета, формированием и предоставлением бюджетной отчетности

6.1. Внешние проверки годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2017 год.

В отчетном году в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», нормативными правовыми актами города Тобольска Контрольно-счетной палатой обеспечивался контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления ежеквартальной бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее по тексту ГАБС). Проведены внешние проверки отчета об исполнении бюджета города Тобольска и годовой бюджетной отчетности за 2017 год всех двенадцати ГАБС: Администрации города Тобольска, Тобольской городской Думы, Контрольно-счетной палаты, Комитета капитального строительства, Комитета ЖКХ, Комитета по управлению имуществом, Комитета земельных отношений и лесного хозяйства, Комитета финансов, Комитета по образованию, Комитета по физической культуре и спорту, Комитета по делам молодежи – в виде отдельных тематических проверок, а также Комитета по культуре и туризму - в составе комплексной проверки.

По результатам проверок годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска и годовой бюджетной отчетности ГАБС составлено 12 актов. Факты неполноты и недостоверности годового отчета не выявлены, показатели годового отчета соответствуют показателям исполнения бюджета города Тобольска за 2017 год.

В результате внешних проверок бюджетной отчетности ГАБС выявлены отдельные нарушения и недостатки в содержании и оформлении пояснительных записок, отдельных форм отчетности с нарушением требований Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджета, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010 №191н. Общий объем нарушений, допущенных при ведении бухгалтерского учета, составлении бухгалтерской отчетности, установленных по итогам внешней проверки, составил 7 131 тыс.руб.. Однако указанные нарушения и недостатки не повлияли в целом на достоверность годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска за 2017 год.

6.2. Контроль за соблюдением правил бухгалтерского учета и состоянием бюджетной отчетности при проведении комплексных проверок.

Указанные сферы деятельности объектов контроля проверяются при проведении комплексных контрольных мероприятий, при этом в 2018 году выявлено нарушений в объеме 83 012 тыс.руб..

Обращают на себя внимание нарушения, подпадающие под действие статьи 15.11 КоАП РФ «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой отчетности)» и влекущие за собой отражение недостоверной информации по данным бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности:

- не соответствие балансовой стоимости земельных участков их кадастровой стоимости;

- не отражение в бухгалтерском учете земельного участка;

- завышение стоимости остатков продуктов питания;

- не отражение в балансе учреждения дебиторской задолженности;

- искажение показателей форм отчетности в части отражения дебиторской задолженности по доходам от собственности и суммам принудительного изъятия.

Также проверками отмечены следующие нарушения:

- не принимаются меры по взысканию дебиторской задолженности;

- много нарушений и замечаний связано с проведением инвентаризации имущества и финансовых обязательств;

- нарушения кассовой дисциплины;

- принятые к учету первичные документы не систематизированы в регистрах бухгалтерского учета в журналах операций по кодам видов финансового обеспечения;

- учет объектов основных средств стоимостью на не несоответствующем счете бухгалтерского учета;

- не принятие к бухгалтерскому учету нефинансовых активов,

- необоснованное произведение списания на затраты по выполнению работ;

- другие факты.

7. Программно-целевой метод формирования и исполнения бюджета

В форме контрольного мероприятия в Комитете жилищно-коммунального хозяйства проведена проверка по определению законности и результативности (эффективности и экономности) расходования бюджетных средств города Тобольска, направленных на реализацию муниципальной программы «Содержание дорог и благоустройство города Тобольска», за 2017 год. В части формирования и исполнения программы выявлены следующие нарушения и недостатки:

- муниципальная программа в части объемов финансирования не приведена в соответствие с решением о бюджете города Тобольска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов (в том числе и в установленный срок - не позднее трех месяцев со дня вступления решения в силу)»;

- в отчете об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета за 2017 год по муниципальной программе отражены недостоверные данные об утвержденных бюджетных назначениях, лимитах бюджетных обязательств, об исполнении расходов бюджета;

- установлены многочисленные случаи не отражения фактов хозяйственной жизни (по приобретению урн и скамеек, по посадке многолетних насаждений, по обустройству площадок для сбора мусора) в регистрах бухгалтерского учета путем формирования объектов нефинансовых активов основных средств (затраты по приобретению отнесены на расходы текущего финансового года);

- нарушения в расходовании средств по объему и качеству выполненных работ;

- нарушение условий муниципального контракта в части оплаты невыполненных работ;

- расходование средств бюджета на оплату работ по ремонту и содержанию детских площадок, не числящихся в муниципальной собственности города Тобольска;

- нарушения и замечания в части сохранности и использования имущества, приобретенного в рамках программы;

- недостатки, связанные с формированием и исполнением контрактов.

Все указанные нарушения и замечания приняты должностными лицами проверяемого объекта к устранению и к учету в дальнейшей работе.

8. Проверки в муниципальных унитарных предприятиях

В 2018 году проведена одна проверка в муниципальном унитарном предприятии – в МУП «Дорожно-эксплуатационный участок» (проверка отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности).

В ходе проверки МУП «ДЭУ» установлено:

- нарушения кассовой дисциплины: выдача наличных средств из кассы производилась при отсутствии письменного заявления, содержащего запись о сумме наличных денег и о сроке, на который выдаются наличные деньги, отсутствии подписи получателя в расходном кассовом ордере, разрешительной подписи руководителя в платежных ведомостях;

- многочисленные нарушения в части приобретения, учета и списания ГСМ, оформления путевых листов, приведшие к необоснованному списанию ГСМ и расходованию средств: данные нарушения более подробно указаны в пункте 2 раздела II настоящего отчета;

- нарушения, связанные с оплатой труда: необоснованное начисление и выплата выплате ежемесячной, ежеквартальной премии, вознаграждения за выслугу лет (не оформлялось приказом руководителя); доплата за вредность за работу в холодный период начислялась в течение всего года;

- установлено числящееся в учете переданное Комитетом по управлению имуществом муниципальное имущество – незавершенные строительством объекты (магистрали, водостоки), которые для выполнения уставной и хозяйственной деятельности не используются;

- не обеспечена государственная регистрация права на хозяйственное ведение на семь объектов недвижимого имущества;

- отсутствие документов, подтверждающих право пользования земельными участками, на которых расположены нежилые строения, сооружения, закрепленные на праве хозяйственного ведения (4 объекта), в результате предприятием не осуществлено исчисление и уплата земельного налога в бюджет города;

- выявлено не используемое муниципальное имущество (11 объектов транспортных средств, находящихся в нерабочем состоянии, 1 объект - экспонат «Боевая машина пехоты БМП», который не предназначен для выполнения уставной деятельности предприятия;

- не установлены в наличии 20 шт. евроконтейнеров из полиэтилена;

- выявлено наличие имущества: цветочные вазоны, биотуалеты, железные контейнеры, которые не значатся по данным бухгалтерского учета на балансе предприятия и не переданы Комитетом по управлению имуществом на праве хозяйственного ведения;

- при осмотре отмечено неудовлетворительное состояние объектов недвижимого муниципального имущества (здание диспетчерской, здание конторы, гараж санцеха, здание гаража, здание бытовых помещений);

- установлены многочисленные нарушения законодательства о закупках, восемь из них являются административными правонарушениями (не размещение на официальном сайте предусмотренной действующим законодательством информации).

Все вышеуказанные нарушения приняты руководством предприятий к устранению: большая часть устранена, полное устранение находится на контроле Контрольно-счетной палаты.

9. Контроль за исполнением требований предписаний и представлений Контрольно-счетной палаты

В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой максимально использовались все предоставленные действующим законодательством возможности по устранению нарушений. Часто эффект от принятых мер был получен непосредственно в ходе проведения контрольных мероприятий.

Всем проверенным органам администрации, организациям и предприятиям были направлены предложения для принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также установлен контрольный период для исправления нарушений.

Контроль за выполнением требований и предложений, вынесенных по итогам проверок и отраженных в предписаниях и представлениях, осуществлялся в постоянном режиме.

Из направленных в прошедшем году 6 предписаний и 5 представлений выполнено в установленные сроки – 6 (2 предписания и 4 представления), по 3 предписаниям и 1 представлению принимаются меры по устранению, 1 предписание выполнено не полностью. Крое того, по одной проверке, проведенной в 2018 году, предписание направлено в 2019 году, объектом контроля в настоящее время осуществляется соответствующая работа.

За проверяемый период по итогам контрольных мероприятий органами местного самоуправления принят 21 правовой акт.

По итогам контрольных мероприятий 2018 года устранено нарушений на сумму 223 369 тыс.руб., в том числе:

- взыскано – 2 172 тыс.руб.,

- исправлено путем бухгалтерских проводок (восстановлено в учете, принято к учету, списано) – 108 181 тыс.руб.,

- исправлено путем принятия НПА, подтверждения расходов – 113 016 тыс.руб.

В отчетном периоде Контрольно-счетная палата контролировала выполнение 2 предписаний, вынесенных, но не исполненных в предыдущие годы. В 2018 году устранено нарушений по результатам контрольной деятельности за 2017 год – 26 574 тыс.руб.. В рамках устранения нарушений по 1 предписанию производится ежемесячное удержание из заработной платы материально-ответственных лиц суммы недостачи муниципального движимого имущества.

Длительность мероприятий по устранению отдельных нарушений связаны в основном с имущественными правоотношениями, а также с возмещением средств за счет приносящей доход деятельности автономных учреждений согласно установленных графиков.

Полное устранение выявленных нарушений в 2018 году и в предыдущие годы, а также выполнение предложений Контрольно-счетной палаты находится на контроле в 2019 году.

10. Административная практика

В ходе контрольных мероприятий в 2018 году Контрольно-счетной палатой были выявлены нарушения, содержащие признаки административных правонарушений:

9.1. В рамках своих полномочий Контрольно-счетной палатой составлено 6 протоколов по привлечению к административной ответственности за нарушения в соответствии с КоАП РФ по ч.1 ст.15.11 «Грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой отчетности)».

Составы нарушений, которые повлекли за собой отражение недостоверной информации по данным бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности:

- балансовая стоимость земельных участков, находящихся в постоянном (бессрочном) пользовании учреждения, не соответствует кадастровой стоимости земельных участков (завышена);

- земельный участок по данным бухгалтерского учета на счете не учитывался;

- завышена стоимость остатков продуктов питания (списание продуктов питания в течение года не осуществлялось непрерывно (по мере отпуска продуктов питания со склада), а производилось по мере оплаты за поставку, т.е. данные учета по движению и остаткам продуктов питания искажены);

- не отражена в балансе учреждения дебиторская задолженность на конец отчетного периода;

- искажены показатели форм отчетности 0503169: на конец отчетного периода по показателю «Расчеты с плательщиками доходов от собственности» излишне отражена дебиторская задолженность, а, соответственно, по показателю «Расчеты с плательщиками сумм принудительного изъятия» дебиторская задолженность не отражена.

В результате – по постановлениям мировых судей приняты решения о привлечении к административной ответственности должностных лиц по 6 составленным протоколам: при этом указанными решениями в 3х случаях должностному лицу назначено наказание в виде предупреждения, в 2х случаях должностным лицам объявлено устное замечание, по 1 административному правонарушению назначен штраф 5 тыс.руб..

9.2. При проведении контрольных мероприятий выявлено 15 фактов, имеющих признаки административных правонарушений (в 4 проверках), связанных с несоблюдением требований законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг, и предусмотренных ч.1 ст.7.29, ч.2 ст.7.29, ч.4 ст.7.29.3, ч.7.32.3 КоАП РФ. Указанные материалы (проверки МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №6», Комитета жилищно-коммунального хозяйства, МУП «Дорожно-эксплуатационный участок», МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №49») направлены, в соответствии с заключенным Соглашением, в Тобольскую межрайонную прокуратуру. По материалам 2 проверок уполномоченным органом возбуждено 2 дела об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 2 должностных лица (назначены штрафы 30 и 3 тыс.руб.), по материалам двух проверок на сегодняшний день решения не приняты.

III. Экспертно-аналитическая, информационная и иная деятельность

1. В рамках экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой в соответствии с полномочиями, предусмотренными в Положении о Контрольно-счетной палате города Тобольска, Положении о бюджетном процессе в городе Тобольске, иных нормативно-правовых актах Тюменской области и города Тобольска, Контрольно-счетной палатой проведено 54 мероприятия, в том числе:

1.1. Осуществлены 50 мероприятий по оценке и финансово-экономическая экспертизе поступивших проектов решений Тобольской городской Думы (27), бюджета города (18), программ развития (5).

В подготовленных экспертных заключениях содержалось 103 предложения Контрольно-счетной палаты, которые учтены при принятии решений.

Как и в предыдущие годы Контрольно-счетная палата в 2018 году придерживалась положительно зарекомендовавшей себя практики проработки проектов нормативных правовых актов с разработчиками на стадии подготовки заключения. Ввиду чего, часть предложений палаты учитывались разработчиками уже на стадии подготовки заключения.

1.2. Одно мероприятие связано с проведением внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Тобольска и подготовкой экспертного заключения о проведении внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Тобольска.

1.3. Одно мероприятие проведено по поручению Тобольской городской Думы: «Анализ формирования и исполнения муниципальных контрактов по содержанию парков, находящихся в муниципальной собственности города Тобольска за май 2018 года». В ходе данного мероприятия выявлен ряд недостатков, должностным лицам Заказчика (в части заключения муниципальных контрактов) и учреждения, осуществляющего строительный контроль, даны предложения по их устранению и рекомендации по улучшению организации соответствующих работ:

- предусмотреть в контрактах сроки и периодичность выполнения работ, или графики выполнения работ,

- рассмотреть целесообразность фото-фиксации отдельных видов выполняемых работ,

- рассмотреть возможность включения в контракты, либо заключения отдельного контракта на частичный ремонт элементов благоустройства,

- обеспечить соблюдение принципа эффективности при определении объемов и периодичности работ в контрактах,

- при приемке работ обеспечить качественный прием их выполнения, соответствующего условиям, содержащимся в муниципальных контрактах,

- обеспечить постоянный контроль за ходом и качеством выполнения работ.

1.4. Два мероприятия осуществлены в рамках полномочий Контрольно-счетной палаты по итогам обсуждений вопросов на заседаниях постоянных депутатских комиссий:

- «Анализ вложений в объекты недвижимого имущества и объектов незавершенного строительства»,

- «Анализ формирования и исполнения муниципального контракта на оказание услуг по доработке программы комплексного развития системы коммунальной инфраструктуры городского округа город Тобольск на период до 2031 года».

По итогам мероприятий подготовлены заключения.

2. Исполнение бюджета.

Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, проведенные в 2018 году, показывают, что в целом бюджетный процесс в городе Тобольске организован на должном уровне. Установленные полномочия участниками бюджетного процесса исполняются в основном надлежащим образом.

Особое место в осуществлении экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты занимает подготовка экспертного заключения на исполнение бюджета города. Подготовке заключения предшествует проведение внешних проверок бюджетной отчетности всех двенадцати главных администраторов бюджетных средств (отражено в пункте 6 раздела II настоящего отчета) и внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета (пункт 1.2 раздела III настоящего отчета). Экспертное заключение по проекту решения Тобольской городской Думы «Об отчете «Об исполнении бюджета города за год»:

- основывается на результатах внешней проверки;

- содержит вывод о достоверности представленных данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также данных об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;

- содержит анализ доходной и расходной части бюджета, источников погашения дефицита бюджета;

- оценивает исполнение бюджетных полномочий участников бюджетного процесса;

- оценивает качество планирования и исполнения городского бюджета;

- дает оценку состоянию и работе с кредиторской и дебиторской задолженностью;

- содержит оценку соответствия нормативных правовых документов, применяемых в ходе исполнения местного бюджета, Бюджетному кодексу РФ, решению городской Думы о бюджете;

- содержит выводы и предложения Контрольно-счетной палаты по представленному для утверждения городской Думой отчету.

Также в рамках контроля за исполнением бюджета осуществлена подготовка заключений по исполнению бюджета за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев: на основании отчетов об исполнении бюджета, утвержденных Главой города, а также на основании проектов решений Думы об исполнении бюджета за соответствующий период, приложений к нему и прочих документов.

3. Взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными организациями, гражданами.

В течение 2018 года Контрольно-счетная палата взаимодействовала с Администрацией города Тобольска и комитетами Администрации, Тобольской городской Думой по вопросам планирования и исполнения бюджета города Тобольска, информирования о результатах проведенных проверок, вынесенных по их результатам предписаниях и представлениях, содержащих конкретные предложения по устранению нарушений и недостатков, контролю за их исполнением.

В Администрацию города, Комитеты администрации, городскую Думу направлено 32 информационных письма о результатах проверок, вынесенных предписаниях и представлениях, необходимости внесении изменений или дополнений в нормативные правовые акты.

Председатель Контрольно-счетной палаты или лицо его замещающееся принимали участие в заседаниях постоянных депутатских комиссий и городской Думы, рабочих и межведомственных комиссий.

Отчет о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты за 2017 год рассмотрен городской Думой в марте 2018 года.

Заслушано на заседаниях городской Думы и постоянных депутатских комиссиях 63 информации Контрольно-счетной палаты об итогах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.

Рассмотрены в отчетном периоде обращения общественных и иных организаций, поступившие в адрес Контрольно-счетной палаты (3 обращения). По вопросам, изложенным в обращениях и находящимся в компетенции Контрольно-счетной палаты, даны ответы по существу.

4. Взаимодействие с Тобольской межрайонной прокуратурой. Противодействие коррупции.

В течение 2018 года от Тобольской межрайонной прокуратуры поступило два обращения о включении в план работы Контрольно-счетной палаты проведения внеочередной проверки в текущем году и об участии работников Контрольно-счетной палаты в проверке проводимой Прокуратурой. Указанные обращения удовлетворены.

В соответствии с Соглашением о порядке взаимодействия с Прокуратурой материалы всех контрольных мероприятий ежеквартально направлялись в Прокуратуру, в целях принятия незамедлительных мер прокурорского реагирования (п.8.ст.16 Федерального закона №6-ФЗ) направлялись материалы 6 проверок, из них

- материалы 4 проверок с признаками административных правонарушений – для принятия мер,

- материалы 1 проверки, проведенной по поручению Прокуратуры (Комитет земельных отношений и лесного хозяйства),

- 1 материал - по участию в проверке, проводимой Прокуратурой (ООО «Историческая часть»).

В 2018 году продолжена работа в составе Совета по противодействию коррупции в городе Тобольске. Информация Контрольно-счетной палаты по контролю за расходованием средств бюджета города и использованием объектов муниципальной собственности за 2017 год заслушивалась на заседании Совета в мае 2018 года.

В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции в Контрольно-счетной палате выполняются мероприятия, направленные на принятие эффективных мер по предупреждению, выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению коррупции и конфликта интересов на муниципальной службе, соблюдение муниципальными служащими общих принципов служебного поведения, норм профессиональной этики, обязательств, ограничений и запретов, установленных на муниципальной службе.

5. Взаимодействие с региональными и муниципальными органами финансового контроля. Межмуниципальное сотрудничество.

Годовой отчет о контрольной и экспертно-аналитической деятельности за 2017 год направлены в Счетную палату Тюменской области, Департамент финансов Тюменской области и Уральское представительство Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, членом которого является Контрольно-счетная палата. Аналитические отчеты о проведенных контрольных мероприятиях в 2018 году ежеквартально направлялась в Департамент финансов Тюменской области.

Уделено внимание в отчетном периоде и развитию межмуниципального сотрудничества. С 2004 года Контрольно-счетная палата является членом Союза МКСО и активно взаимодействует с контрольно-счетными органами других муниципальных образований Российской Федерации, в том числе осуществляется постоянный обмен опытом. Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты города Тобольска была опубликована на сайте Портала Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ. В июне 2018 года председатель Контрольно-счетной палаты принял участие в работе ежегодного Общего собрания членов Союза МКСО в городе Челябинске.

6. В 2018 году продолжена работа по стандартизации деятельности Контрольно-счетной палаты. В течение года разработан один новый Стандарт внешнего муниципального финансового контроля для проведения контрольных и экспертно-аналитический мероприятий: СФК «Проверка финансово-хозяйственной деятельности муниципальных бюджетных (автономных) учреждений». Внесены изменения в один действующий Стандарт.

7. Информационное присутствие Контрольно-счетной палаты города Тобольска обеспечено в сети интернет:

- на официальном сайте Администрации города Тобольска (страница «Контрольно-счетная палата города Тобольска») admtobolsk.ru/kontrol/;

- на официальном сайте Тобольской городской Думы (страница «Контрольно-счетная палата») dumatobolsk.ru/kontrolno-schetnaya-palata/;

- на официальном сайте муниципального образования город Тобольск на портале органов государственной власти Тюменской области (страница «Контрольно-счетный орган») tobolsk.admtyumen.ru/mo/Tobolsk/government/control.htm.

В течение 2018 года на указанных информационных ресурсах размещены 13 информаций о результатах проведенных контрольных мероприятиях и выявленных при этом нарушениях и недостатках, принятых мерах по выполнению предписаний и представлений, 1 отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты за 2017 год. Кроме того, в течение года в СМИ размещались 10 публикаций (сообщений), связанных с деятельностью Контрольно-счетной палаты.

IV. Основные задачи на 2019 год

План работы Контрольно-счетной палаты города на 2019 год разработан утвержден в соответствии с полномочиями контрольно-счетных органов, на основе результатов деятельности в предыдущие годы и с учетом предложений, поступивших от Главы города Тобольска. Основной задачей на планируемый период остается контроль соблюдения принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств города на всех уровнях и этапах бюджетного процесса. Больший упор будет сделан на выявление фактов неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, а также на выявление системных проблем. В плане работы отражены приоритетные направления контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

Приоритетными направлениями деятельности определены:

- осуществление контроля за целевым направлением, эффективностью и результативностью использования бюджетных средств. В ходе запланированных проверок предусмотрен контроль за расходованием средств в социальной сфере, жилищно-коммунальной сфере, муниципальном секторе экономики, в сферах управления и имущественных правоотношений;

- контроль в отношении управления и распоряжения муниципальной собственностью, за обеспечением ее сохранности и эффективным использованием;

- контроль за полнотой исчисления и поступления доходов в бюджет города, в том числе от взыскания имеющейся задолженности;

- осуществление аудита в сфере закупок в соответствии с действующим законодательством. В рамках контрольных мероприятий будет проведен анализ достижения целей осуществления закупок за счет средств бюджета города и дана оценка законности, целесообразности, обоснованности и своевременности расходов на закупки, результатов закупок;

- усиление контроля за реализацией муниципальных программ в различных сферах жизнедеятельности города. Будет уделено особое внимание результативности расходов, осуществляемых в рамках муниципальных программ, а также использованию средств, направленных на внепрограммные мероприятия.

В поле зрения контролеров, как и прежде, остается осуществление контроля за устранением нарушений и недостатков в деятельности проверяемых объектов, выявленных контрольными мероприятиями, проведенными в 2018 году.

В рамках полномочий Контрольно-счетной палаты и при наличии оснований будет продолжена работа по составлению административных протоколов в отношении объектов контроля, их должностных лиц.

Продолжится работа по регламентации и стандартизации деятельности Контрольно-счетной палаты, в том числе по более глубокому внедрению и практическому применения Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего муниципального финансового контроля.

Достижение намеченных целей неразрывно связано с эффективностью деятельности счетной палаты:

- за счет совершенствования научно-методологического, правового, информационного обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности;

- развития методологии, направленной на повышение надежности и качества финансового контроля;

- поддержания и дальнейшего развития кадрового, организационного, материально-технического потенциала;

- развития сотрудничества с контрольно-счетными органами Уральского федерального округа и муниципальными контрольно-счетными органами Российской Федерации.

Председатель

Контрольно-счетной палаты

города Тобольска  В.В. Плаксин