Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Отчёт о деятельности КСП за 2016 год

Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Тобольска 

за 2016 год

I. Основные направления деятельности

Настоящий отчет подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Уставом города Тобольска, Положением «О Контрольно-счетной палате города Тобольска», утвержденном решением Тобольской городской Думы от 27.12.2005 №44.

Основными задачами Контрольно-счетной палаты являются: контроль за реализацией бюджетного процесса в городе Тобольске, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, контроль за законным и результативным (экономным и эффективным) использованием средств бюджета города и эффективным использованием муниципального имущества.

Организация деятельности основывается на принципах законности, объективности, независимости и гласности.

Деятельность Контрольно-счетной палаты города Тобольска в 2016 году осуществлялась в соответствии с планом работы на 2016 год, утвержденным приказом председателя от 11.12.2015 №55, в который включены мероприятия по обеспечению контрольной, экспертно-аналитической деятельности с учетом полномочий и направлений деятельности Контрольно-счетной палаты, как органа внешнего муниципального финансового контроля, с целью осуществления предварительного и последующего контроля.

В рамках предварительного контроля проведены экспертно-аналитическое мероприятие по контролю за составлением проекта бюджета города Тобольска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, подготовка заключений по проекту решения Тобольской городской Думы «О бюджете города Тобольска на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов». Также проводились поквартальный анализ исполнения бюджета города Тобольска, оценка и проверка вносимых изменений и дополнений в бюджет города на 2016 год, в результате подготовлены заключения на проекты решений Тобольской городской Думы по исполнению бюджета города за I квартал, I полугодие, 9 месяцев 2016 года, а также о внесении изменений и дополнений в бюджет города на 2016 год.

Проведение внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, отчета об исполнении бюджета города за 2015 год; проверок законности и результативности (экономности и эффективности) расходования бюджетных средств; проверок соблюдения установленного порядка управления, распоряжения, учета и обеспечения сохранности муниципального имущества; осуществление аудита закупок; контроль за выполнением вынесенных предписаний и представлений, выполнением внесенных предложений по

устранению выявленных при проверках нарушений и недостатков осуществлялись в рамках мероприятий по проведению последующего контроля.

Хотелось бы отметить, что проверки Контрольно-счётной палаты были ориентированы на оказание практической помощи субъектам проверок в части правильного ведения бухгалтерского учёта, бюджетной отчётности, соблюдения требований федерального и регионального законодательства при расходовании бюджетных средств, использовании муниципального имущества, земельных ресурсов, организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.

II. Контрольная деятельность Контрольно-счетной палаты

За 2016 год Контрольно-счетной палатой проведено 33 контрольных мероприятий, в том числе:

1) 10 - по проверке годовой бюджетной отчетности главных распорядителей за 2015 год,

2) 1 – внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города Тобольска за 2015 год,

3) 22 – по проверке законности, результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств и соблюдению установленного порядка управления, распоряжения, учета и обеспечения сохранности муниципального имущества. В числе указанных 22 контрольных мероприятий проведены:

- 7 комплексных проверок;

- 15 тематических проверок, из них 4 проверки исполнения ранее выданных предписаний (представлений).

В рамках контрольных мероприятий проведены также 22 инвентаризации, 12 обследований.

План работы Контрольно-счетной палаты на 2016 год выполнен в полном объеме.

Объем проверенных средств (без учета внешней проверки отчета об исполнении бюджета города и проверки годовой бюджетной отчетности главных распорядителей) – 677 538,1 тыс.руб., проверенного муниципального имущества стоимостью 817 334,6 тыс. рублей.

По результатам проверок выявлены нарушения и недостатки общим объемом 7 723,5 тыс.руб., в т.ч.:

- нарушения бюджетного и иного законодательства в расходовании средств – 1 493,3 тыс.руб.,

- нарушения установленного порядка учета при использовании средств – 3 123,9 тыс.руб.,

- нарушения в использовании имущества – 3 106,3 тыс.руб.

Неэффективное использование бюджетных средств определено в сумме 435,2 тыс.руб.. Кроме того, в девяти случаях вывод об эффективном и экономном расходовании бюджетных средств (общей суммой 2608 тыс.руб.) не был сделан по причинам:

- выявленных недостатков местной нормативно-правовой базы и локальных правовых актов,

- не подтверждения обоснованности расходов (отсутствуют акты натурального обследования лесонасаждений, отчеты о проведении мероприятия, акты о списании цветочной и сувенирной продукции с подтверждением целей расходования, и др.).

По результатам проверок вынесено 10 предписаний и 12 представлений.

Материалы всех проверок направлены Главе города Тобольска, в комитеты администрации, а также, в соответствии с заключенным Соглашением о порядке взаимодействия между Прокуратурой города Тобольска и Контрольно-счетной палатой, - в Прокуратуру города.

По итогам контрольных мероприятий 2016 года устранено нарушений на сумму 6 393,1 тыс.руб., в том числе:

- взыскано – 1 002,2 тыс.руб.,

- исправлено путем бухгалтерских проводок (восстановлено в учете, принято к учету, списано) – 1 933,4 тыс.руб.,

- исправлено путем принятия нормативных правовых актов, подтверждения расходов – 3 457,5 тыс.руб.

Кроме того, в 2016 году устранено нарушений, в т.ч. взыскано, по результатам контрольной деятельности за предыдущие годы – 1 057,6 тыс.руб.

На 01.01.2017 года снято с контроля (с учетом переходящих с 2015 года) 11 представлений, 7 предписаний.

По результатам рассмотрения материалов проверок и информаций издано 35 нормативных правовых актов. К дисциплинарной ответственности привлечено 18 должностных и ответственных лиц.

Информации обо всех проверках рассматриваются на заседаниях Тобольской городской Думы и на заседаниях постоянных депутатских комиссий.

Контрольные мероприятия проводились в 2016 году в виде:

- комплексных проверок (т.е. мероприятий, при которых проверяются одновременно все направления финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта и все его операции со средствами бюджета городского округа и с муниципальной собственностью),

- тематических проверок (мероприятий, проводимых по конкретным вопросам деятельности одного или нескольких объектов, использования ими бюджетных средств и (или) муниципальной собственности, а также взаимных расчётов и платежей с бюджетом города),

- внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска и внешних проверок бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.

1. Внешние проверки годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2015 год.

В 2016 году в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, нормативными правовыми актами города Тобольска Контрольно-счетной палатой обеспечивался контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления ежеквартальной бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее по тексту ГАБС), квартального отчета об исполнении бюджета. Проведены внешние проверки отчета об исполнении бюджета города Тобольска и годовой бюджетной отчетности за 2015 год двенадцати ГАБС, в том числе:

- Администрации города Тобольска;

- Тобольской городской Думы;

- Контрольно-счетной палаты;

- Комитета капитального строительства;

- Комитета ЖКХ;

- Комитета по управлению имуществом;

- Комитета финансов;

- Комитета по образованию;

- Комитета по культуре;

- Комитета по физической культуре и спорту;

- Комитета земельных отношений и лесного хозяйства;

- Комитета по делам молодежи.

По результатам проверок годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска и годовой бюджетной отчетности ГАБС составлено 11 актов.

На основании проведенных контрольных мероприятий по внешней проверке годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска за 2015 год и годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2015 год проверяющие сделали вывод и выразили мнение, что бюджетная отчетность всех проверенных ГАБС в целом соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации, в части представления бюджетной отчетности и не вызывает сомнений в достоверности представленных ГАБС отчетных данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательств, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а так же об исполнении бюджета города по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

В результате внешних проверок бюджетной отчетности ГАБС выявлены отдельные недостатки в содержании и оформлении пояснительных записок, отдельных форм отчетности с нарушением требований Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджета, утвержденной приказом Минфина РФ от 28.12.2010г. №191н (с изменениями и дополнениями). Но имеющиеся отдельные недостатки в оформлении отчетности не повлияли в целом на достоверность годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска за 2015 год.

2. Контрольные мероприятия в части пополнения доходной части бюджета.

В 2016 году проведены пять соответствующих контрольных мероприятий:

2.1. В Комитете по управлению имуществом - Проверка правильности начисления, полноты и своевременности поступления в бюджет города Тобольска платы за передачу в аренду объектов муниципального движимого имущества или имущественных комплексов, а также объектов инженерной инфраструктуры за 2014, 2015 годы. Проверка соблюдения порядка зачета затрат арендаторов на проведение капитального ремонта в счет уплаты арендной платы.

При проведении проверки установлены следующие нарушения:

1) Занижение суммы арендной платы (в одном случае не начислена плата за две единицы арендованного оборудования, во втором случае - расчет за пользование объектами инженерной инфраструктуры произведен без применения коэффициента инфляции, утвержденного распоряжением Главы администрации города). 

2) Большая часть претензий со стороны Контрольно-счетной палаты относится к действующему состоянию и фактическому применению местной нормативно-правовой базы, что напрямую влияет на полноту и эффективность поступлений неналоговых доходов:

а) При анализе нормативной правовой базы, устанавливающей порядок определения размера арендной платы установлено, что Положение о порядке передачи объектов муниципальной собственности в аренду:

- не содержит нормы, определяющей размер начальной (минимальной) цены договора при проведении конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды муниципального движимого имущества или объектов инженерной инфраструктуры;

- не содержит нормы корректировки размеров арендной платы за предоставление в аренду муниципального движимого имущества, путем введения в расчеты коэффициента (индекса) инфляции, (в связи с чем предполагаемая, не исчисленная и не поступившая в бюджет города сумма инфляции арендной платы в проверяемом периоде составила 637 тыс.руб.);

- не содержит нормы, устанавливающей порядок проведения перерасчета арендной платы в случаях исключения (выбытия, списания) отдельных объектов из общего перечня объектов инженерной инфраструктуры, переданных в аренду).

б) Проверкой соблюдения порядка зачета затрат арендаторов на проведение капитального ремонта в счет уплаты арендной платы, установлено, что общая сумма затрат по капитальному ремонту, зачтенная в счет уплаты арендной платы по договорам аренды объектов инженерной инфраструктуры, составила 20 073 тыс.руб.. При этом:

- не соблюдены процедуры необходимые для зачета затрат по капитальному ремонту в счет уплаты арендной платы в соответствии со ст.410 Гражданского кодекса РФ;

- документы о проведении капитального ремонта не предоставляются арендатором;

- отсутствуют (не подтверждены) обращения арендатора о зачете затрат;

- отсутствуют у арендодателя и балансодержателя сведения о нормативных и фактических сроках проведения капитального ремонта: поэтому проверить эффективность эксплуатации муниципального имущества и сроков ремонта не представилось возможным;

- имеются недостатки нормативно-правовой базы (Положение о порядке проведения капитального ремонта муниципального имущества и зачета затрат по ремонту в счет уплаты арендной платы), влияющие на обоснованность и результативность осуществления зачетов.

2.2. Проведены три проверки полноты и своевременности поступления в бюджет города Тобольска доходов от установки и эксплуатации рекламных конструкций в Комитете по управлению имуществом, Комитете земельных отношений и лесного хозяйства, государственной пошлины за выдачу разрешения на установку рекламных конструкций в Комитете градостроительной политики Администрации города Тобольска за 2015 год.

Указанными проверками установлены нарушения и недостатки:

- отсутствуют разрешения на установку 40 фактически установленных и эксплуатируемых рекламных конструкций (отсутствие выдачи разрешений на установку 40 рекламных конструкций (включенных в утвержденную схему размещения рекламных конструкций и фактически установленных), предполагает потери бюджета от неуплаты государственной пошлины в сумме 200 тыс.руб.);

- не заключены договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции по 49 земельным участкам из 61, которые есть в схеме размещения рекламных конструкций, из них на 39 фактически расположены рекламные конструкции (взыскание сумм неосновательного обогащения за незаконное использование земельных участков для размещения рекламных конструкций в бюджет города на сегодняшний день составило 210,3 тыс.руб.);

- не актуализирована схема размещения рекламных конструкций;

- имеются случаи недоначисления госпошлины (при выдаче 23 разрешений на установку 24 рекламных конструкций);

- имеются недостатки нормативно-правовой базы, влияющие на полноту и эффективность взимания соответствующих платежей.

Отдельно необходимо отметить, что информационный обмен Комитетом градостроительной политики, Комитетом по управлению имуществом, Комитетом земельных отношений и лесного хозяйства о выданных разрешениях на установку рекламных конструкций, договорах на установку и эксплуатацию рекламных конструкций (учитывая, что выдача разрешений на установку рекламных конструкций на земельных участках, зданиях, или ином недвижимом имуществе, находящимся в муниципальной собственности и на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена в соответствии с п.п.5.1 ст.19 Закона о рекламе производится на основании договоров на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящемся в муниципальной собственности, заключенных на основе торгов в форме аукциона проводимых Комитетом по управлению имуществом и Комитетом земельных отношений и лесного хозяйства), на период проверки не осуществлялся, что и явилось одной из основных причин выявленных нарушений и недостатков.

2.3. Проведена проверка правильности начисления и полноту поступления в бюджет города Тобольска доходов, администрируемых Комитетом капитального строительства администрации города Тобольска. Результаты проверки свидетельствуют, что во всех муниципальных контрактах, заключенных комитетом, предусмотрена ответственность подрядчика (исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, действия комитета в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств по муниципальным контрактам осуществляются своевременно и в соответствии с действующим законодательством и нормативными правовыми актами.

2.4. Также при проведении комплексных проверок комитетов и учреждений (включая проведение аудита закупок) были выявлены нарушения, связанные с претензионной работой в случаях ненадлежащего исполнения контрактов подрядчиками: двумя учреждениями были не приняты меры по предъявлению и взысканию неустойки. Выявлен случай не перечисления бюджетным учреждением в доходную часть бюджета выручки от сдачи металлолома (в нарушение «Положения о порядке списания муниципального имущества», утвержденного распоряжением Главы администрации города).

По итогам проведенных проверок Контрольно-счетная палата отмечает: несмотря на то, что осуществление функций главных администраторов доходов бюджета в целом обеспечивали стабильное исполнение бюджета города по доходам, имеются отдельные недостатки, повлиявшие на поступление доходов в бюджет, имеются резервы по увеличению неналоговых доходов. Все выявленные нарушения и недостатки приняты должностными лицами объектов проверок к устранению и учтены в работе. Полное устранение всех нарушений находится на контроле Контрольно-счетной палаты.

3. Контроль за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств

Основная цель значительной части проводимых в прошедшем году проверок - контроль за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств. В 2016 году проверки расходования средств произведены в составе комплексных контрольных мероприятий в Тобольской городской Думе, Комитете по управлению имуществом, Комитете по физической культуре и спорту, МБУ «Служба заказчика по ЖКХ», МБУ «Центр содействия семейному устройству детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей и сопровождения приемных семей г.Тобольска», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа №2»; а также тематических контрольных мероприятий в Администрации города Тобольска, МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Тобольска», МКУ «Имущественная казна», МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа №1», МАУ «Центр по проведению спортивных мероприятий г.Тобольска», МАУ «Центр физкультурно-оздоровительной работы».

Основные выявленные нарушения следующие:

3.1. Нарушения, связанные с несоблюдением Трудового кодекса РФ, иных нормативных правовых актов, связанных с оплатой труда.

- нарушения действующего законодательства: Трудового кодекса РФ, Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. №922 (в части определения размера заработной платы, фактически отработанного времени, исчисления среднего заработка при расчетах за отпуск, командировки, компенсации, сверхурочную работу в праздничные дни);

- нарушения Трудового кодекса РФ в части несоблюдения продолжительности рабочего времени по внутреннему совместительству, продолжительности сверхурочной работы, оплаты труда за время нахождения в командировке;

-нарушения локальных нормативных актов (Положений об оплате труда работников, Положений об условиях и порядке премирования и материального стимулирования труда работников) в части необоснованного начисления доплат, премий, иных стимулирующих выплат за невыполнение установленных показателей премирования, а также неначисления и не выплаты премии по результатам работы;

- при проверках выявлены случаи определения размеров премий и стимулирующих выплат некоторым категориям работников при отсутствии установленных критериев оценки эффективности их профессиональной деятельности, то же - относительно некоторых видов доплат и надбавок (например, доплаты за дежурство по школе - в связи с отсутствием учета периодов времени, за которые производилась доплата; другой пример, применение соответствующим положением фиксированного размера надбавки за выслугу лет вне зависимости от фактического стажа работников).

3.2. Прочие нарушения в расходовании средств:

- нарушения (отсутствие работы и непринятие мер) при работе с дебиторской задолженностью;

- несоблюдение норм расхода бензина;

- незаконное расходование бюджетных средств на возмещение расходов мобильной связи работникам;

- неэкономное и неэффективное использование бюджетных средств на служебные командировки;

- нецелевое расходование бюджетных средств в результате применения несоответствующей подстатьи КОСГУ;

- приобретенные основные средства, по данным бюджетного учета на счетах балансового и забалансового учета не учитывались, в период проведения инвентаризации материальных ценностей фактическое наличие не предъявлено;

- установлены случаи нарушения условий муниципальных контрактов (например, в части расходования средств на опубликование информационных материалов);

- имеются недостатки в расходовании бюджетных средств на проведение и участие в организационно-протокольных мероприятий;

- установлено нарушение Бюджетного кодекса РФ в части принятия денежных обязательств сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств;

- нарушение Гражданского кодекса РФ в части соблюдения и исполнения существенных условий договора, и как следствие неправомерное расходование средств;

- нарушения при выплате стипендий спортсменам, награждения спортсменов и тренеров по итогам участия в спортивных мероприятиях и при проведении конкурсов профессионального мастерства, при оплате питания спортсменов в период проведения учебно-тренировочных сборов.

Имеются также другие нарушения и недостатки, выявляемые при проверках, связанные с расходованием средств, использованием муниципального имущества и с бухгалтерским учетом при использовании средств. Все нарушения и недостатки в части расходования бюджетных средств, выявленные при проверках в 2016 году на момент подготовки настоящего отчета устранены.

При расходовании бюджетных средств в последние годы прослеживается тенденция на укрепление финансовой дисциплины главных распорядителей и получателей бюджетных средств, и иных участников бюджетного процесса. Однако необходимо отметить выявляемые при проверках в 2016 году повторяющиеся нарушения: нарушения при начислении и выплате заработной платы; нарушения, связанные с приобретением имущества и материальных ценностей; нарушения при оплате договоров; нарушения (отсутствие работы и непринятие мер) при работе с дебиторской задолженностью; нарушения, связанные с выполнением муниципального задания, а также другие нарушения законодательства и действующих нормативно правовых актов.

4. Контроль за формированием, исполнением муниципального задания, составлением отчетности о его выполнении

Одной из особенностей контрольной деятельности в 2016 году, которую хотелось бы отметить, являются проверки, проводимые в автономных и бюджетных учреждениях. Спецификой данных проверок является контроль за формированием и выполнением муниципального задания, составлением отчетности о его выполнении. Также в ходе таких проверок даже при условии выполнения муниципального задания выявляются случаи нарушений, связанных с неправомерным (незаконным, необоснованным) и с неэффективным расходованием бюджетных средств.

В проверяемом периоде указанные вопросы рассмотрены в составе комплексных проверок в МБУ «Служба заказчика по ЖКХ», МБУ «Центр содействия семейному устройству детей – сирот, детей оставшихся без попечения родителей и сопровождения приемных семей г.Тобольска», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №5», МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа №1», МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа №2», МАУ «Центр по проведению спортивных мероприятий г.Тобольска», а также в Комитете по физической культуре и спорту (как учредителе учреждений).

Основные нарушения и недостатки, обнаруживаемые в ходе контрольных мероприятий следующие:

4.1. Проверкой соответствия плана финансово-хозяйственной деятельности установленным требованиям выявлены случаи нарушений при формировании состава плановых показателей и требований к оформлению муниципального задания.

4.2. Проверкой выполнения муниципальных заданий установлены случаи:

- не соответствия сведений об источнике информации о значении показателя (исходные данные для его расчета) фактически применяемым учреждением;

 - фактического значения исполнения показателей количества оказанной услуги меньше планового значения;

- фактического значения показателя качества оказанной услуги не соответствующего показателю допустимых плановых значений;

- оказания услуг не соответствующим категориям получателей услуг;

- оказания муниципальных услуг (выполнения работ) на участие спортсменов в мероприятии не соответствующем условиям, доведенным муниципальным заданием.

Имеется случай не предоставления проверке документов, подтверждающих выполнение работы, источника информации о фактически достигнутых результатах (МБУ «Служба заказчика по ЖКХ», по выполнению работы «Обеспечению административно-хозяйственной деятельности Учреждения»). 

4.3. Проверкой достоверности данных отчетов по выполнению муниципального задания по оказанию муниципальных услуг, установлено отражение отчетных данных, не соответствующих фактическому объему исполнения показателей:

- завышение количественных показателей;

- источник информации о фактически достигнутых результатах, отраженных в отчете об исполнения муниципального задания не соответствует фактически применяемым учреждением и предоставленным для проверки документам,

- не соответствие данных, отраженных в муниципальном задании, данным отчета учреждения об исполнении муниципального задания,

- не соответствие наименования показателя в отчете об исполнении муниципального задания наименованию показателя, доведенного муниципальным заданием.

Замечания и нарушения в части формирования, исполнения муниципального задания, составления отчетности о его выполнении приняты в работу руководством автономных и бюджетных учреждений и должностными лицами комитетов Администрации города – учредителей данных учреждений.

5. Контроль за соблюдением установленного порядка управления, распоряжения, учета и обеспечения сохранности муниципального имущества

В соответствии с утвержденным планом работы, по данному направлению деятельности Контрольно-счетной палатой проведено 10 мероприятий в рамках 7 комплексных и 3 текущих проверок, в т.ч. по вопросам эффективности использования муниципального имущества.

Проверками выявлены финансовые нарушения в сумме 3106,3 тыс.руб., что свидетельствует о недостаточном внутреннем контроле как со стороны самих учреждений, так и со стороны комитетов Администрации города – учредителей учреждений, а также Комитета по управлению имуществом – как органа местной администрации, реализующим возложенные полномочия в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города.

Основные виды нарушений следующие:

- имеются факты недостач муниципального имущества (МАУ «Центр ФОР», МАУ «ЦПСМ», МАУ ДО «ДЮСШ №1»);

- выявлены излишки основных средств, не учитываемых по данным бюджетного учета;

- имеется неиспользуемое (неэксплуатируемое) муниципальное имущество, что в некоторых случаях свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств на приобретение данного имущества;

- имеются случаи нарушений со стороны участников бюджетного процесса передачи муниципального имущества (в т.ч. нежилого помещения) иным субъектам права на безвозмездной основе без согласия собственника в лице Комитет по управлению имуществом;

- выявлялись не числящиеся по данным бюджетного учета нефинансовые активы (материальные запасы), а также отсутствующие числящиеся по данным бюджетного учета материальные запасы (не списанные);

- не предоставляются сведения о приобретении участниками бюджетного процесса имущества для его закрепления на праве оперативного управления в Комитет по управлению имуществом администрации города Тобольска, также допускаются случаи нарушения сроков предоставления сведений о приобретенном имуществе;

- не направлены в Комитет по управлению имуществом сведения о проведенном капитальном ремонте;

- на объекте СК «Молодость» некачественно проведен капитальный ремонт внутренних помещений здания спорткомплекса;

- после проведения капитального ремонта хоккейного корта «Южный» выявлено отсутствие наличия павильона запасных игроков, павильона для судей и скамейки штрафников, числящихся в составе муниципального имущества.

Все выявленные нарушения и недостатки приняты должностными лицами объектов проверок к устранению и учтены в работе. Полное устранение всех нарушений находится на контроле Контрольно-счетной палаты и Комитета по управлению имуществом.

6. Аудит закупок

После вступления в силу Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ Контрольно-счетной палатой города Тобольска, учитывая закрепленные полномочия, в большинство программ комплексных контрольных мероприятий, в т.ч. и обозначенных выше, включаются вопросы аудита в сфере закупок, т.е. сфера закупок проверяется как одна из составляющих деятельности объекта контроля. Осуществление анализа и оценка результатов аудита закупок, достижение целей закупок, производится в соответствии с утвержденным стандартом внешнего муниципального финансового контроля «Проведение аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд», утвержденным приказом председателя Контрольно-счетной палаты от 10 апреля 2015 года № 22.

Аудит закупок в 2016 году осуществлялся в составе пяти комплексных проверок объектов контроля: Тобольской городской Думы, двух комитетов Администрации города и двух бюджетных учреждений. При этом объем проверенных средств составил 20 733 тыс.руб., количество контрактов - 376. Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе аудита закупок:

- нарушения закона №44-ФЗ (сроки размещения извещений о проведении аукционов, информаций о заключенных контрактах, отчетов об исполнении контрактов; заключение контрактов с нарушениями условий, указанных в извещении);

- не применение мер ответственности за несвоевременное оказание услуг по контракту;

- нарушение сроков оплаты;

- дробление закупок на приобретение одноименных товаров (оказание одноименных услуг) с одним и тем же исполнителем;

- неэффективное использование (длительное неиспользование) приобретенного муниципального имущества и материальных ценностей.

Контрольно-счетной палатой города Тобольска планируется разработка и введение методики определения показателей оценки законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки в рамках проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, которая на наш взгляд позволит качественно и методически правильно проводить мероприятия по анализу и оценке результатов, достижения целей осуществления закупок по бальной системе.

7. Программно-целевой метод формирования и исполнения бюджета

В форме контрольного мероприятия проведена проверка по определению законности и результативности (эффективности и экономности) расходования бюджетных средств города Тобольска за 2014 и 2015 годы, направленных на реализацию муниципальной программы «Пожарная безопасность г.Тобольска на 2014-2016 годы». В части формирования и исполнения программы выявлены следующие нарушения и недостатки:

- муниципальная программа в части объемов финансирования на 2015 год не приведена в соответствие с решением Тобольской городской Думы «О бюджете города Тобольска на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов»;

- не составлены и не направлены, в том числе в установленные сроки, в уполномоченный орган информации о выполнении программы, содержащие сведения о выполненных программных мероприятиях, результатах, достигнутых в процессе реализации мероприятий, об использовании финансовых ресурсов;

- заключение договоров для выполнения некоторых мероприятий (в частности, по организации защиты городских лесов) производилось учреждением, не являющимся установленным ответственным за выполнением данного мероприятия, также договора заключены с организациями, не являющимися победителями конкурса на право заключения муниципальных контрактов (на производство работ по ведению лесного хозяйства в лесах).

Нарушения и замечания в части расходования средств и сохранности и использования имущества, приобретенного в рамках программы, отражены в других разделах отчета.

8. Контроль за исполнением требований предписаний и представлений Контрольно-счетной палаты

Контрольно-счетная палата постоянно контролирует выполнение требований и предложений, вынесенных по итогам проверок и отраженных в предписаниях и представлениях.

В отчетном периоде Контрольно-счетная палата контролировала выполнение 6 предписаний и представлений, вынесенных, но не исполненных в 2015 году, в денежном объеме нарушений 163 802,5 тыс.руб.. С контроля снято 1 предписание и 1 представление, сумма устраненных нарушений составила 1 057,6 тыс. рублей. Не устранены на 01.01.2017 нарушения в объеме 162 744,9 тыс.руб.

Значительные суммы не устраненных нарушений связаны с имущественными правоотношениями, а именно - не осуществлены мероприятия:

по государственной регистрации права муниципальной собственности на вновь построенные объекты и для включения в реестр муниципальной собственности;

по оформлению объектов после проведения их реконструкции или капитального ремонта;

по использованию, передаче в Комитет по управлению имуществом и эксплуатирующим организациям указанных объектов.

Устранение данных нарушений в полном объеме вызывает сложность у ответственных должностных лиц и требует более продолжительного времени.

Также осуществляется контроль за выявленными недостачами имущества, по данным фактам работу проводят правоохранительные органы.

Полное устранение выявленных нарушений в 2016 году и в предыдущие годы, а также выполнение предложений Контрольно-счетной палаты находится на контроле в 2017 году.

Одной из форм контроля за исполнением требований ранее вынесенных предписаний и представлений Контрольно-счетной палаты является проведение контрольных мероприятий в виде так называемых «повторных» выездных проверок. В 2016 году проведено четыре указанных контрольных мероприятия в Комитете ЖКХ, МКУ «Имущественная казна», МАОУ «СОШ №17» и МАУ «ЦРМПП». Результаты проверок показали, что представление в полном объеме исполнено только в одном объекте контроля (МАОУ «СОШ №17»). Три учреждения продолжают работу по устранению ранее выявленных нарушений. Контрольно-счетной палатой проанализированы полнота принимаемых мер и причины длительного неисполнения нарушений, даны соответствующие рекомендации.

9. Замечания, касающиеся местной нормативной правовой базы

Необходимо отметить выявляемые при проверках недостатки местной нормативной правовой базы, которые приводят к неоправданным расходам или неоправданному занижению доходов. Например:

- неприменение соответствующей методикой коэффициента инфляции при расчете арендной платы для заключения долгосрочных договоров;

- применение соответствующим положением фиксированного размера надбавки за выслугу лет вне зависимости от фактического стажа работников;

- отсутствие установленных критериев оценки эффективности профессиональной деятельности некоторых категорий работников для определения обоснованности размеров премий и стимулирующих выплат;

- отсутствие установленного порядка проведения и нормирования некоторых мероприятий отсутствием отчетов об их проведении, актов о списании малоценной продукции, подтверждения цели расходования;

- отсутствие количественного учета движения и выбытия некоторых видов материальных запасов (нагрудных знаков) и подтверждения их потребности;

- отсутствие актов натурального обследования лесонасаждений в целях подтверждения необходимости проведения работ по организации защиты городских лесов;

- отсутствие взаимодействия (недостаточное взаимодействие) структурных подразделений администрации города (комитетов) при осуществлении полномочий.

Все указанные замечания приняты во внимание должностными лицами органов местного самоуправления и учреждений, что выразилось в подготовке и принятии новых нормативных правовых актов и актуализации действующих, всего за проверяемый период принято 35 указанных правовых актов.

III. Экспертно-аналитическая, информационная и иная деятельность

В рамках экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой в соответствии с полномочиями, предусмотренными в Положении о Контрольно-счетной палате города Тобольска, Положении о бюджетном процессе в городе Тобольске, иных нормативно-правовых актах Тюменской области и города Тобольска, Контрольно-счетной палатой проведено 33 мероприятия, при этом осуществлялась оценка и финансовая экспертиза поступивших проектов решений Тобольской городской Думы, а также по поручениям Председателя городской Думы. Всего за 2016 год подготовлено 31 заключение на проекты решений Тобольской городской Думы, подготовлено 34 предложения Контрольно-счетной палаты, 33 из которых учтены при принятии решений. В Администрацию города, Комитеты администрации, городскую Думу направлено 41 информационное письмо о результатах проверок, вынесенных предписаниях и представлениях, необходимости внесении изменений или дополнений в нормативные правовые акты.

Особое место в осуществлении экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты занимает подготовка экспертного заключение на исполнение бюджета города. Подготовке заключения предшествует проведение внешних проверок бюджетной отчетности всех двенадцати главных администраторов бюджетных средств и внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета (объект проверки - комитет финансов). Экспертное заключение по проекту решения Тобольской городской Думы «Об отчете «Об исполнении бюджета города за год»:

- основывается на результатах внешней проверки;

- содержит вывод о достоверности представленных данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также данных об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;

- содержит анализ доходной и расходной части бюджета, источников погашения дефицита бюджета;

- оценивает исполнение бюджетных полномочий участников бюджетного процесса;

- оценивает качество планирования и исполнения городского бюджета;

- дает оценку состоянию и работе с кредиторской и дебиторской задолженностью;

- содержит оценку соответствия нормативных правовых документов, применяемых в ходе исполнения местного бюджета, Бюджетному кодексу РФ, решению городской Думы о бюджете;

- содержит выводы и предложения Контрольно-счетной палаты по представленному для утверждения городской Думой отчету.

Подготовка заключений по исполнению бюджета за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев осуществлялась на основании отчетов об исполнении бюджета, утвержденных Главой города, а также на основании проектов решений Думы об исполнении бюджета за соответствующий период, приложений к нему и прочих документов.

Контрольно-счетной палатой используются в работе утвержденные стандарты внешнего муниципального финансового контроля, методические рекомендации и методики проведения проверок, регламент работы Контрольно-счетной палаты, которые разработаны в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации и деятельности Контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации муниципальных образований» от 07.02.2011 №6-ФЗ, рекомендациями Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации.

В соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях (с учетом изменений), законом Тюменской области от 28.12.2015 №152 «О внесении изменений в статью 5.3.1 Кодекса Тюменской области об административной ответственности» Контрольно-счетная палата города Тобольска наделена полномочиями по составлению протоколов об административных правонарушениях, предусмотренных двадцатью шестью статьями КоАП РФ, в пределах своих бюджетных полномочий. В связи с чем в прошедшем году подготовлены и утверждены нормативные правовые документы, необходимые для исполнения указанного полномочия: приказы Контрольно-счетной палаты «О назначении должностных лиц, уполномоченных на составление протоколов», «Об утверждении Стандарта финансового контроля «Порядок возбуждения дела об административном правонарушении». Главные администраторы бюджетных средств уведомлены о наделении Контрольно-счетной палаты соответствующими полномочиями. В 2016 году протоколы по привлечению к административной ответственности за нарушения в соответствии с КоАП РФ не составлялись.

Отчет о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты за 2015 год рассмотрен городской Думой в мае 2016 года.

Информации Контрольно-счетной палаты по контролю за расходованием средств бюджета города и использованием объектов муниципальной собственности за 2015 год, а также о новых полномочиях Контрольно-счетной палаты по составлению протоколов по привлечению к административной ответственности заслушивалась на заседаниях Совета по противодействию коррупции в городе Тобольске в мае и августе 2016 года.

Годовой отчет о контрольной и экспертно-аналитической деятельности за 2015 год направлены в Счетную палату Тюменской области, Департамент финансов Тюменской области и Уральское представительство Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, членом которого является Контрольно-счетная палата. Аналитические отчеты о проведенных контрольных мероприятиях в 2016 году ежеквартально направлялась в Департамент финансов Тюменской области.

В течение 2016 года Контрольно-счетная палата взаимодействовала с Администрацией города Тобольска и комитетами Администрации, Тобольской городской Думой по вопросам планирования и исполнения бюджета города Тобольска, информирования о результатах проведенных проверок, вынесенных по их результатам предписаниях и представлениях, содержащих конкретные предложения по устранению нарушений и недостатков, контролю за их исполнением.

Сотрудники принимали участие в заседаниях постоянных депутатских комиссий и городской Думы, рабочих и межведомственных комиссий.

В отчетном периоде информации о результатах проведенных контрольных мероприятиях и недостатках, принятых мерах по выполнению предписаний и представлений, отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты за 2015 год размещались в сети интернет:

- на официальном сайте Администрации города Тобольска (страница «Контрольно-счетная палата города Тобольска») admtobolsk.ru/kontrol/;

- на официальном сайте Тобольской городской Думы (страница «Контрольно-счетная палата») dumatobolsk.ru/kontrolno-schetnaya-palata/;

- на официальном сайте муниципального образования город Тобольск на портале органов государственной власти Тюменской области (страница «Контрольно-счетный орган») tobolsk.admtyumen.ru/mo/Tobolsk/government/control.htm.

IV. Основные задачи на 2017 год

На основе результатов деятельности палаты в 2016 году и с учетом итогов контрольных и экспертно-аналитических мероприятий приказом Председателя от 14 декабря 2016 года №55 утвержден План работы Контрольно-счетной палаты города на 2017 год, в котором определены приоритетные направления контрольной и экспертно-аналитической деятельности.

Приоритетом деятельности счетной палаты на планируемый период остается контроль за использованием бюджетных средств, направляемых на реализацию задач, определенных в ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию.

Продолжится работа по аудиту в сфере закупок в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ. В рамках каждого контрольного мероприятия будет проведен анализ и оценка достижения целей осуществления закупок за счет средств бюджета города; дана оценка законности, целесообразности, обоснованности и своевременности расходов на закупки, результатов закупок, достижения целей осуществления закупок.

Ввиду наличия рисков снижения налоговых и неналоговых доходов города, важным направлением деятельности палаты остается контроль в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью, контроль за полнотой поступления доходов в бюджет города от использования земельных участков, в том числе от взыскания имеющейся задолженности.

Особое внимание будет уделено результативности расходов, осуществляемых в рамках муниципальных программ, а также использованию средств, направленных на внепрограммные мероприятия.

Продолжится работа по стандартизации деятельности Контрольно-счетной палаты, в том числе по доработке, апробации и определении порядка применения классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего муниципального финансового контроля.

Достижение намеченных целей неразрывно связано с эффективностью деятельности счетной палаты:

- за счет совершенствования научно-методологического, правового, информационного обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности;

- развития методологии, направленной на повышение надежности и качества финансового контроля;

- поддержания и дальнейшего развития кадрового, организационного, материально-технического потенциала;

- развития сотрудничества с контрольно-счетными органами Уральского федерального округа и муниципальными контрольно-счетными органами Российской Федерации.

Председатель Контрольно-счетной палаты

В.В. Плаксин