Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Тобольска
за 2012 год
1. Направления деятельности Контрольно-счётной палаты в 2012 году.
Контрольно-счетная палата города Тобольска (далее Контрольно-счетная палата) осуществляла свою деятельность в соответствии с Уставом города Тобольска, Положением «О Контрольно-счетной палате города Тобольска», утвержденным в новой редакции решением Тобольской городской Думы от 28.09.2011г. №122, Федеральным Законом от 7.02.2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Бюджетным Кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городе Тобольске, иными нормативными правовыми актами Тюменской области и города Тобольска.
Основными направлениями деятельности Контрольно-счетной палаты являлись контрольная, экспертно-аналитическая и иные виды деятельности.
План работы на 2012 год утвержден приказом Председателя Контрольно-счетной палаты от 13.12.2011г. №45.
В план работы Контрольно-счетной палаты включались предложения Тобольской городской Думы, Администрации города Тобольска, Контрольно-счетной палаты. Мероприятия плана были сформированы с учетом полномочий и направлений деятельности Контрольно-счетной палаты, с целью осуществления предварительного, текущего и последующего контроля.
Предварительный контроль включал проверку проекта бюджета города Тобольска на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов, подготовку заключения по проекту решения Тобольской городской Думы о бюджете.
На стадии текущего контроля специалисты Контрольно-счетной палаты осуществляли поквартальный анализ исполнения бюджета города Тобольска, оценку и проверку вносимых изменений и дополнений в бюджет города в 2012 году.
Последующий контроль включал проведение внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и отчета об исполнении бюджета города за 2011 год, а также проведение комплексных и тематических контрольных мероприятий по вопросам законности и результативности расходования бюджетных средств и использования муниципальной собственности.
2. Основные итоги контрольной деятельности Контрольно-счетной палаты.
За 2012 год Контрольно-счетной палатой проведено 35 контрольных мероприятий, в том числе:
- 3 – в органах местного самоуправления;
- 9 – в Комитетах Администрации города Тобольска;
- 22 – в муниципальных учреждениях и предприятиях;
- 1 – проверка отчета об исполнении бюджета города Тобольска за 2011 год в Комитете финансов Администрации города Тобольска.
Проверками охвачено 47 объектов контроля, проведено 62 обследования и 101 выборочная инвентаризация объектов муниципальной собственности.
План работы Контрольно-счетной палаты выполнен.
В 2012 году проверено использование:
- бюджетных средств в сумме 21 630 093,2 тыс. руб.;
- муниципального имущества стоимостью 866 829,9 тыс. руб.
По итогам проведенных проверок за истекший год выявлены нарушения на общую сумму 15 266,2 тыс. руб., из них:
1. Нарушения бюджетного и иного законодательства в использовании средств – 3873,3 тыс. руб. или 0,02% от суммы проверенных бюджетных средств.
2. Нарушения при использовании муниципального имущества – 11 392,9 тыс. руб., что составляет 1,3 % от стоимости проверенного имущества.
Кроме того, при проверках использования муниципального имущества и бюджетных средств выявлены нарушения установленного порядка и правил ведения бухгалтерского учета на общую сумму 1 342 703,6 тыс. руб.
В отчетном периоде по материалам проведенных проверок Контрольно-счетной палатой направлено 9 представлений и 12 предписаний должностным лицам проверенных Комитетов, муниципальных учреждений и предприятий. В Администрацию города Тобольска, председателям Комитетов Администрации города подготовлены и направлены 93 информационных письма с приложенными материалами проверок. Информации о результатах проверок направлены в городскую Думу, рассмотрены председателем городской Думы, на заседаниях постоянных комиссий и городской Думы.
Материалы проверок рассмотрены Администрацией города и Комитетами Администрации, истребованы информации о выполнении предписаний и представлений Контрольно-счетной палаты.
По результатам рассмотрения издано 64 нормативно-правовых акта (решения городской Думы, распоряжения Администрации города Тобольска, приказы председателей Комитетов Администрации города). К дисциплинарной ответственности привлечено 7 должностных и материально – ответственных лиц.
Выполнение предписаний и представлений Контрольно-счетной палаты постоянно контролируется. Информации о их выполнении с приложением копий документов, подтверждающих устранение недостатков и нарушений, представляются в установленные сроки в Контрольно-счетную палату. Отдельные получатели бюджетных средств и пользователи муниципального имущества представляют информации ежемесячно до полного устранения нарушений и недостатков. На дату составления настоящего отчета не сняты с контроля результаты 6 проверок, предписания и представления, вынесенные в 2012 году руководителям МУП «Ритуальные услуги», Комитета по инвестициям в области строительной деятельности Администрации города Тобольска, МАДОУ «Детский сад №37» г.Тобольска, МАДОУ «Детский сад №30»г.Тобольска, МКУ «Имущественная казна города Тобольска», МКУ «Управление по делам ГО и ЧС».
Анализ полученных информаций и документов позволяет контролировать восстановление сумм незаконных и неправомерных расходов, поступление в бюджет доначисленных сумм арендной платы, предъявленных сумм неустоек, а также устранение нарушений в распоряжении и использовании муниципального имущества, недостатков в ведении бухгалтерского учета.
В случаях невыполнения предписаний и представлений направляются информационные письма или проводятся дополнительные проверки. В 2012 году проведены 3 проверки выполнения предписаний (МКУ «Имущественная казна», Комитет земельных отношений и лесного хозяйства, Муниципальный фонд поддержки малообеспеченных женщин).
Принятые меры участниками бюджетного процесса (получателями и главными распорядителями бюджетных средств, Администрацией города, городской Думой, Контрольно-счетной палатой) способствовали устранению нарушений и недостатков в расходовании бюджетных средств и использовании муниципального имущества, на дату составления отчета, в общей сумме 11 241,6 тыс. руб. или 73,6 % от выявленных при проверках. Нарушения ведения бухгалтерского учета в 2012 году устранены в сумме 922 411,6 тыс. руб. или 68,7% от установленных при проверках.
В течение отчетного года Контрольно-счетная палата города Тобольска контролировала 4 предписания, вынесенные в 2011 году руководителям 2-х Комитетов и 2-х муниципальных учреждений. Сумма не устраненных финансовых нарушений на 1.01.2012 года составляла 2 557,8 тыс. руб., в течение 2012 года нарушения полностью устранены.
2.1 Контроль за соблюдением порядка управления, распоряжения, учета и обеспечения сохранности муниципального имущества
Контрольно-счетной палатой за 2012 год проверено 26 объектов контроля по соблюдению порядка учета, управления, распоряжения и обеспечения сохранности муниципального имущества, в том числе:
4 - в Комитетах Администрации города Тобольска;
1- в органах местного самоуправления;
1- в муниципальном унитарном предприятии «Ритуальные услуги»;
20 – в муниципальных учреждениях.
В период проверок специалисты Контрольно-счетной палаты провели 41 обследование и 101 выборочную инвентаризацию объектов муниципального имущества, основных средств (зданий, сооружений, нежилых и жилых помещений, автотранспортных средств, компьютерной и копировальной техники, оборудования и т.д.).
В 19 из 26 проверенных Комитетах, муниципальных учреждений и предприятий выявлены нарушения на общую сумму 11 392,9 тыс. руб., в том числе:
- неэффективное использование (неиспользование) 74 объектов муниципального имущества стоимостью 1689,7 тыс. руб. (в 4х Комитетах, 1 муниципальном предприятии, 8 муниципальных учреждениях);
- излишки основных средств стоимостью 530,6 тыс. руб. (в 3 Комитетах, 4-х муниципальных учреждениях);
- не оформлено право собственности муниципального образования город Тобольск на нежилое помещение стоимостью 417,5 тыс. руб., используемое на праве оперативного управления МКУ «Управление по дела ГО и ЧС», на нежилое помещение стоимостью 991,7 тыс. руб., переданное МУП «Ритуальные услуги» в хозяйственное ведение;
- не зарегистрировано право оперативного управления на 2 муниципальных помещения стоимостью 2300,1 тыс. руб., используемых МАДОУ «Детский сад №37 г.Тобольска»;
- не закреплено имущество стоимостью 320,2 тыс. руб. (3 муниципальных учреждения, 1 муниципальное предприятие), сведения по которым не переданы пользователями в Комитет по управлению имуществом Администрации города Тобольска;
- недополучено доходов от использования муниципального имущества (арендной платы за землю) и предъявленных сумм неустойки за невыполнение условий договоров и муниципальных контрактов в сумме 5143,1 тыс. руб. (Комитет ЖКХ – 1678 тыс. руб., Комитет земельных отношений и лесного хозяйства – 2654,5 тыс. руб., МАОУ «ООШ №3 – 1,7 тыс. руб., Комитет по инвестициям в области строительной деятельности – 808,9 тыс. руб.).
Кроме того, в 11 проверенных Комитетах, муниципальных учреждениях и предприятиях установлены нарушения порядка ведения учета муниципального имущества на сумму 123 162,4 тыс. руб.
По всем нарушениям и недостаткам, допущенным при использовании муниципального имущества, вынесены предписания или представления, направлены информационные письма в Администрацию города Тобольска, Комитеты Администрации города Тобольска (по управлению имуществом, по образованию, по делам молодежи, жилищно-коммунального хозяйства, земельных отношений и лесного хозяйства).
На дату составления настоящего отчета устранены установленные нарушения порядка управления, распоряжения, учета муниципального имущества в сумме 8220,9 тыс. руб. или 72,2 %. Остались невыполненными предложения Контрольно-счетной палаты:
- по регистрации права собственности муниципального образования город Тобольск по нежилому помещению (гаражу) стоимостью 417,5 тыс. руб. (МКУ «Управление по делам ГО и ЧС»), по нежилому помещению стоимостью 991,7 тыс. руб. (МУП «Ритуальные услуги»);
- по регистрации права оперативного управления по одному помещению стоимостью 1004,5 тыс.руб. (МАДОУ «Детский сад №37 г.Тобольска»);
- по обеспечению взыскания в судебном порядке с подрядчиков сумм начисленной неустойки по трем муниципальным контрактам 562,7 тыс. руб. (Комитет по инвестициям в области строительной деятельности).
В настоящее время принимаются меры для обеспечения регистрации объектов муниципальной собственности и взысканию сумм неустойки.
2.2. Контроль за расходованием бюджетных средств
Контрольно-счетной палатой за отчетный год проведено 20 проверок законности и результативности расходования средств бюджета города Тобольска. В результате проверок в 3 Комитетах, в 8 муниципальных учреждениях установлены нарушения в расходовании средств в сумме 3873,3 тыс. руб., в том числе:
- неэффективное расходование средств в сумме 852,6 тыс. руб.;
- неправомерное расходование средств (с нарушением бюджетного и трудового законодательства, иных законов, нормативно-правовых актов, приказов) в сумме 3020,7 тыс. руб.
Нецелевого расходования бюджетных средств не установлено. На дату составления отчета устранены нарушения в сумме 3020,7 тыс. руб. или 78%. Не восстановлено неэффективное расходование бюджетных средств 852,6 тыс. руб.
В Комитете жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Тобольска установлены отдельные нарушения:
- Бюджетного Кодекса;
- Трудового Кодекса при начислении заработной платы;
- Федерального Закона РФ «О бухгалтерском учете», нормативно-правовых актов по ведению бухгалтерского учета, инструкций МФ РФ, утвержденных приказами от 30.12.2008г. №148н, от 1.12.2010г. №157н, от 6.12.2010г. №162н;
- Регламента действий муниципальных заказчиков в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения (подрядчиками, исполнителями) обязательств по муниципальным контрактам, утвержденного распоряжением Главы Администрации города Тобольска от 10.09.2008г. №1489.
Общая сумма нарушений в расходовании бюджетных средств в Комитете ЖКХ составила 1906,3 тыс. руб., в том числе в связи с нарушением условий муниципальных контрактов при оплате – 1874,8 тыс. руб., в расходовании средств на оплату труда сотрудников – 14,2 тыс. руб., неэффективное расходование бюджетных средств – 17,3 тыс. руб.
С целью устранения выявленных нарушений и недостатков Контрольно-счетной палатой направлено предписание председателю Комитета ЖКХ, материалы проверки – в Администрацию города, Комитет финансов и Комитет по управлению имуществом. Выявленные нарушения устранены, кроме неэффективного расходования средств.
При проверке Комитета по инвестициям в области строительной деятельности Администрации города Тобольска установлены нарушения в расходовании бюджетных средств в сумме 390,5 тыс. руб., в том числе из-за:
- завышения стоимости выполненных строительно-монтажных работ по одному объекту на сумму 57,6 тыс. руб.;
- неправомерного расходования средств на оплату труда сотрудников в сумме 21,8 тыс. руб.;
- частичной замены оборудования на оборудование иных моделей и завышения стоимости оборудования в сумме 309,5 тыс. руб.;
- неэффективного расходования средств в сумме 1,6 тыс. руб.
Также в ходе проверки установлены нарушения:
- Положения «Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24.12.2007г. №922;
- Инструкции по бюджетному учету от 20.12.2008г. №148н;
- Приказа МФ РФ от 1.12.2010г. №157н «Об утверждении единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (госорганов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных муниципальных учреждений и инструкций по его применению»;
- «Регламента действий муниципальных заказчиков в случае выполнения или ненадлежащего исполнения поставщиками (подрядчиками, исполнителями) обязательств по муниципальным контрактам», утвержденного распоряжением Главы Администрации от 10.09.2008г. №1489;
- «Положения о работе отраслевых структурных подразделений Администрации города Тобольска по оформлению правоустанавливающих документов на объекты капитального строительства, строительство (реконструкция, капитальный ремонт) которых осуществлялся за счет средств бюджета города Тобольска», утвержденного распоряжением Администрации города Тобольска от 21.06.2012г. №1507.
По результатам проверки направлено предписание об устранении нарушений председателю Комитета по инвестициям в области строительной деятельности, информационные письма с материалами проверки в Администрацию города, Комитет финансов.
Нарушения в расходовании бюджетных средств Комитетом по инвестициям в области строительной деятельности устранены, кроме неэффективного расходования средств в сумме 1,6 тыс. руб.
2.3. Результаты внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска
В 2012 году в соответствии с требованиями Бюджетного Кодекса, Положения о порядке проведения внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска, утвержденного решением городской Думы от 21.12.2010г. №46, проведена внешняя проверка годовой бюджетной отчетности за 2011 год 12 главных администраторов бюджетных средств (далее по тексту ГАБС), в том числе:
- Администрации города Тобольска;
- Тобольской городской Думы;
- Контрольно-счетной палаты;
- Комитета по инвестициям в области строительной деятельности;
- Комитета ЖКХ;
- Комитета по управлению имуществом;
- Комитета финансов;
- Комитета по образованию;
- Комитета по культуре;
- Комитета по физкультуре и спорту;
- Комитета земельных отношений и лесного хозяйства;
- Комитета по делам молодежи.
Целью внешней проверки бюджетной отчетности ГАБС являлось установление соответствия показателей годового отчета решениям городской Думы о бюджете, иным нормативно-правовым актам, полноты и достоверности показателей годовых отчетов за 2011 год.
Проведенные внешние проверки представляют необходимые основания для выражения мнения Контрольно-счетной палаты о соответствии бюджетной отчетности ГАБС требованиям инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов Российской Федерации.
Все главные администраторы бюджетных средств представили бюджетную отчетность в полном объеме. В отчетности всех ГАБС имели место замечания по заполнению форм отчетов, но они не повлияли на достоверность бюджетной отчетности.
На основании материалов проведенных проверок проверяющие выразили мнение, что бюджетная отчетность проверенных ГАБС за 2011 год соответствует требованиям бюджетного законодательства Российской Федерации в части представления бюджетной отчетности и не вызывает сомнений в достоверности представленных ГАБС данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов, обязательств, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета и в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.
Внешняя проверка отчета об исполнении бюджета города Тобольска за 2011 год подтвердила полноту и достоверность отчетных данных об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета, представленных Комитетом финансов Администрации города Тобольска,
По результатам проверок отчета об исполнении бюджета города Тобольска и отчетов 12 главных администраторов бюджетных средств, анализа отчета проведена оценка и экспертиза проекта решения городской Думы «Об отчете об исполнении бюджета города Тобольска за 2011 год» и подготовлено заключение на вышеуказанный проект решения, которое направлено в городскую Думу для использования при принятия решения об утверждении отчета об исполнении бюджета города Тобольска за 2011 год.
3. Экспертно-аналитическая деятельность
В отчетном году подготовлено 130 экспертно-аналитических документов (заключений, информационных и аналитических записок, отчетов).
По проектам решений Тобольской городской Думы, затрагивающих вопросы формирования и исполнения бюджета города, расходования бюджетных средств, использования муниципального имущества, планирования и формирования программ приватизации муниципального имущества, распоряжением и управлением муниципальной собственностью, взимания земельного налога и арендной платы за использованием муниципального имущества, подготовлено 28 заключений. Контрольно-счетной палатой в заключениях отражено 103 предложения, 100 из которых учтены при принятии решений Тобольской городской Думы.
В Администрацию города, в городскую Думу, Комитеты Администрации направлено 93 информационных письма о результатах проведенных проверок, вынесенных предписаниях и представлениях, принятых мерах.
С целью доведения информации о выявленных нарушениях на объектах проверок до сведения руководителей Комитетов Администрации города, руководителей муниципальных учреждений доведено два аналитических (обзорных) письма о нарушениях и недостатках, выявленных при проверках Контрольно-счетной палаты:
- в муниципальных автономных учреждениях за 2011 год, I полугодие 2012г. (1)
– в Комитетах Администрации города и муниципальных учреждениях города Тобольска за 2011 год и I полугодие 2012 года (1) по соблюдению порядка управления, распоряжения, использования, учета и обеспечения сохранности объектов муниципальной собственности.
Отчеты о контрольной деятельности Контрольно-счетной палаты ежеквартально направляются в Департамент финансов Тюменской области, сведения о контрольной и экспертно-аналитической деятельности за 2011 год направлены в Счетную палату Тюменской области и представительство Союза муниципальных контрольно-счетных органов в Уральском федеральном округе.
Информации о результатах проведенных проверках, вынесенных предписаниях и представлениях, принятых мерах по устранению нарушений рассматривались городской Думой.
В 2012 году в соответствии с Законом от 7.02.2011г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», Положением о Контрольно-счетной палате утверждены методические документы, в том числе по реализации основных полномочий Контрольно-счетной палаты:
- Регламент Контрольно-счетной палаты;
- Стандарт финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия; Стандарт финансового контроля «Проведение аудита эффективности использования муниципальных средств»;
- Методические рекомендации по проверке годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств при организации внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска.
В течение 2012 года Контрольно-счетная палата взаимодействовала с Тобольской городской Думой, Администрацией и Комитетами Администрации по вопросам планирования и исполнения бюджета города Тобольска, информирования о результатах проведенных проверок, вынесенных предписаниях и представлениях об устранении нарушений и их исполнении.
В Контрольно-счетную палату в 2012 году поступило пять обращений депутатов, по трем проведены проверки, по двум обращениям предлагаемые проверки включены в план работы на 2013 год. Письменные ответы направлены по всем обращениям.