Отчёт о деятельности Контрольно-счётной палаты города Тобольска
за 2020 год
I. Основные направления деятельности
Настоящий отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты города Тобольска за 2020 год подготовлен на основании требований статьи 19 Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», статьи 41 Устава города Тобольска, статей 5, 12 и 22 Положения «О Контрольно-счетной палате города Тобольска», утвержденного решением Тобольской городской Думы от 27.12.2005 №44.
Отчет содержит характеристику результатов проведенных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, основные виды выявленных нарушений и меры, направленные на их устранение, осуществления бюджетного процесса и организации системы управления муниципальной собственностью. В отчете отражены результаты иной деятельности, направленной на повышение эффективности работы Контрольно-счетной палаты, качества ее межведомственного и межмуниципального взаимодействия, а также задачи на 2021 год.
Основными задачами Контрольно-счетной палаты, как органа внешнего муниципального финансового контроля, являются: контроль за реализацией бюджетного процесса в городе Тобольске, контроль за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности, контроль за законным и результативным (экономным и эффективным) использованием средств бюджета города и эффективным использованием муниципального имущества.
Организация деятельности основывается на принципах законности, объективности, независимости и гласности.
Деятельность Контрольно-счетной палаты города Тобольска в 2020 году осуществлялась в соответствии с планом работы на 2020 год, утвержденным приказом председателя от 12.12.2019 №68, в который включены мероприятия по обеспечению контрольной, экспертно-аналитической деятельности с учетом полномочий и направлений деятельности Контрольно-счетной палаты, с целью осуществления предварительного и последующего контроля. В течение года план работы был скорректирован, в том числе в соответствии с обращениями Аудитора Счетной палаты РФ и Тобольской межрайонной прокуратуры.
В рамках предварительного контроля проведено экспертно-аналитическое мероприятие по контролю за составлением проекта бюджета города Тобольска на очередной финансовый год и на плановый период, подготовка заключений по проекту решения Тобольской городской Думы о бюджете города. Проводились поквартальный анализ исполнения бюджета города Тобольска, оценка и проверка вносимых изменений и дополнений в бюджет города, в результате подготовлены заключения на проекты решений Тобольской городской Думы по исполнению бюджета города за I квартал, I полугодие, 9 месяцев 2020 года, а также о внесении изменений и дополнений в бюджет города на 2020 год. Осуществлялись другие экспертно-аналитические мероприятия по поручениям Тобольской межрайонной прокуратуры.
Проведение внешних проверок годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств, отчета об исполнении бюджета города за 2020 год; проверок законности и результативности (экономности и эффективности) расходования бюджетных средств; проверок соблюдения установленного порядка управления, распоряжения, учета и обеспечения сохранности муниципального имущества; осуществление аудита закупок; реализовывались в рамках мероприятий по проведению последующего контроля.
Проверки Контрольно-счётной палаты, кроме исполнения полномочий по внешнему муниципальному финансовому контролю, ориентированы на оказание практической помощи субъектам проверок в части правильного ведения бухгалтерского учёта, составления бюджетной отчётности, соблюдения требований федерального и регионального законодательства при расходовании бюджетных средств, использовании муниципального имущества, земельных ресурсов, организации закупок товаров, работ и услуг для муниципальных нужд.
II. Контрольная деятельность Контрольно-счетной палаты
За 2020 год Контрольно-счетной палатой проведено 24 контрольных мероприятия, в том числе:
1) 9 комплексных проверок (объекты проверки – отраслевые органы Администрации города, казенные и автономные учреждения, муниципальное унитарное предприятие);
2) 15 тематических проверок, из них:
- 12 - по проверке годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2019 год,
- 1 проверка использования бюджетных средств на выплату пенсий за выслугу лет,
- 1 проверка (по обращению Аудитора Счетной палаты РФ) – по заключению и исполнению муниципального контракта на содержание автомобильных дорог, объектов и элементов благоустройства,
- 1 проверка (по обращению правоохранительных органов) – по расходованию средств, выделенных на оснащение новой школы.
В рамках контрольных мероприятий проведены также 9 инвентаризаций, 19 обследований.
Объем проверенных средств (без учета внешней проверки отчета об исполнении бюджета города и проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов) – 1 996 486 тыс.руб., проверенного муниципального имущества стоимостью 1 077 259 тыс.руб..
Обнаруженные в ходе проверок нарушения, замечания, недостатки подлежали систематизации в соответствии с Классификатором нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) (утвержден Советом контрольно-счетных органов при Счетной палате РФ, является единым для контрольно-счетных органов всех уровней).
Общие (сводные) показатели согласно актов проверок, проведенных в 2020 году, следующие (в разрезе групп (подгрупп) Классификатора):
- нарушения в ходе формирования бюджета – 36 863 тыс.руб. (количество нарушений – 11),
- нарушения в ходе исполнения бюджета – 6 780 тыс.руб. (количество нарушений – 98),
- нарушения ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской (финансовой) отчетности – 7 691 тыс.руб. (количество нарушений – 73),
- нецелевое использование бюджетных средств – 243 тыс.руб. (количество нарушений – 1),
- нарушения в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью – 18 618 тыс.руб. (количество нарушений – 36),
- нарушения при осуществлении муниципальных закупок и закупок отдельными видами юридических лиц – 44 972 тыс.руб. (количество выявленных нарушений – 25),
- иные нарушения – в количестве 10.
Кроме того, по результатам проверок выявлено нарушений и недостатков в части эффективности (результативности) использования бюджетных средств на сумму 72 204 тыс.руб. (в количественном выражении – 19).
При проведении проверок Контрольно-счетная палата использует современные инструменты контрольной деятельности. Аудит закупок, а также аналогичные мероприятия в отношении закупок отдельными видами юридических лиц, в 2020 году осуществлялся в составе 8 комплексных и 2 тематических контрольных мероприятий, а также 5 экспертно-аналитических мероприятий (объекты проверки – отраслевые органы Администрации города, автономные учреждения, муниципальное унитарное предприятие). Мероприятия с элементами аудита эффективности в прошедшем году проведены в составе 10 контрольных мероприятий.
В 2020 году по результатам проверок вынесено 7 предписаний и 5 представлений.
В течение 2020 года устранено нарушений на сумму 196 462 тыс.руб. (с учетом нарушений по мероприятиям, проведенным в периодах предшествующих отчетному), в том числе:
- взыскано – 1 619 тыс.руб.,
- исправлено путем бухгалтерских проводок (восстановлено в учете, принято к учету, списано) – 68 924 тыс.руб.,
- исправлено путем принятия правовых актов, подтверждения расходов – 125 919 тыс.руб.
На 01.01.2020 года снято с контроля 4 представления и 4 предписания.
Материалы всех проверок направлены Главе города, в отраслевые органы Администрации города, а также в соответствии с заключенным Соглашением – ежеквартально в Межрайонную прокуратуру.
В 2020 году в целях принятия незамедлительных мер прокурорского реагирования (п.8. ст.16 Федерального закона №6-ФЗ) материалы 9 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлены в Межрайонную прокуратуру. Из них:
- 6 материалов (1 контрольное и 5 экспертно-аналитических мероприятий) – исполненные по поручению Межрайонной прокуратуры,
- материалы 4 проверок, содержащих признаки административных правонарушений.
В Администрацию города, в отраслевые органы Администрации города направлено 34 информационное письмо о результатах проверок, вынесенных предписаниях и представлениях, необходимости внесении изменений или дополнений в нормативные правовые акты, предложениях о принятии мер по результатам проверок, в том числе дисциплинарного характера.
По результатам рассмотрения материалов проверок и информаций изданы правовые акты, проведены служебные проверки.
К дисциплинарной ответственности привлечено 21 должностное лицо.
В 2020 году Контрольно-счетной палатой составлено 5 протоколов по привлечению к административной ответственности за нарушения в соответствии с КоАП РФ по ч.1 ст.15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» (2 протокола) и по ч.4 ст.15.15.6 «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности» (3 протокола).
В результате – по постановлениям мировых судей в 2020 году приняты решения о привлечении к административной ответственности должностных лиц по всем 5 составленным протоколам: при этом указанными решениями двум должностным лицам (по ст.15.14 КоАП РФ) назначен штраф по 20 тыс.руб., трем должностным лицам (по ст.15.15.6 КоАП РФ) назначен штраф по 15 тыс.руб., всего назначено штрафов на 85 тыс.руб.. Одно из принятых решений было обжаловано должностным лицом проверяемого объекта в Тобольском городском суде, однако судом Постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба должностного лица оставлена без удовлетворения. Данное решение Тобольского городского суда также было обжаловано в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции (г.Челябинск), но судом все решения по делу оставлены без изменения.
В отчетном периоде при проведении 4 контрольных мероприятий выявлены факты нарушений, имеющих признаки административных правонарушений, связанных с несоблюдением требований законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг, и предусмотренных ч.4 ст.7.29.3, ч.3 ст.7.30, ч.4 и ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ. По материалам 3 проверок уполномоченным органом возбуждено 3 дела об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 3 должностных лица (назначены штрафы 2, 12 и 15 тыс.руб., всего 29 тыс.руб.).
Также одним из учреждений (объектов проверки) было оспорено в Тюменском Арбитражном суде вынесенное в его адрес представление Контрольно-счетной палаты, однако судом в удовлетворении заявления учреждению отказано.
Информации о контрольных мероприятиях в текущем режиме рассматривались на заседаниях Тобольской городской Думы и на заседаниях постоянных депутатских комиссий.
Контрольные мероприятия проводились в 2020 году в виде:
- комплексных проверок (мероприятий, при которых проверяются одновременно все направления финансово-хозяйственной деятельности проверяемого объекта, операции со средствами бюджета города и с муниципальной собственностью),
- тематических проверок (мероприятий, проводимых по конкретным вопросам деятельности объекта проверки, использования им бюджетных средств и (или) муниципальной собственности, администрирования доходов), включая внешние проверки бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
1. Контроль за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств
Основная цель значительной части проводимых в прошедшем году проверок - контроль за законностью и результативностью (эффективностью и экономностью) использования бюджетных средств. В 2020 году проверки расходования средств произведены в составе:
- комплексных контрольных мероприятий в МУП «Дом радио», МАУК «Центр искусств и культуры» города Тобольска, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», МКУ «Тобольскстройзаказчик», Департаменте городской среды Администрации города Тобольска, МАОУ «Лицей», Департаменте физической культуры, спорта и молодежной политики Администрации города Тобольска, МАУ «Центр по проведению спортивных мероприятий г. Тобольска» и МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа №1»;
- тематических контрольных мероприятий в Администрации города Тобольска (в части использования бюджетных средств на выплату пенсий за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности и должности муниципальной службы), МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 имени В.П. Неймышева» (по обращению Тобольской межрайонной прокуратуры в части проверки средств, выделенных из бюджета на оснащение объекта «Школа на 1200 учебных мест в 15 мкр. г. Тобольска»), Департаменте городской среды Администрации города Тобольска (по обращению Аудитора Счетной палаты РФ в части проверки заключения и исполнения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, территории объектов и элементов благоустройства территорий общего пользования, ливневой системы водоотведения).
Основные итоги проверок, включая основные выявленные нарушения, следующие:
1.1. Нарушения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, связанных с оплатой труда и трудовыми отношениями:
- в части неправомерного определения размера заработной платы, фактически отработанного времени, исчисления среднего заработка при расчетах за отпуск, командировки, надбавок компенсационного характера (за интенсивность работы, сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни и другие) в части начисления районного коэффициента и дополнительной компенсации к заработной плате;
- при проверках выявлены случаи определения размеров премий и стимулирующих выплат некоторым категориям работников при отсутствии установленных критериев оценки эффективности их профессиональной деятельности, с применением несоответствующих критериев премирования, за невыполнение установленных показателей премирования, а также в сверх установленных размерах; при отсутствии обоснований (без указания конкретных оснований) для премирования; не предусмотренные Положением о поощрениях;
- представляемые в отдельных случаях для премирования документы не позволяют проверить обоснованность определения конкретного размера премий и стимулирующих выплат, отсутствуют обоснования выплаты премии повышенном размере; исходя из текстов приказов о выплате премии за выполнение особо важных и срочных работ невозможно оценить использование средств субсидии на предмет эффективности и результативности; мотив поощрения не конкретизирован, не отражены параметры позволяющие определить индивидуальный вклад работника и (или) достижение определенного уровня показателя при выполнении особо важных и срочных работ;
- ненадлежащее формирование протоколов заседания попечительского совета по премированию работников, которые содержат информацию о размере премии работникам в фиксированной итоговой сумме, при этом данные о выполнении конкретных показателей, являющихся основанием для определения размера премии, отсутствуют;
- не проведение оценки эффективности деятельности работников, нарушения порядка работы комиссии по премированию;
- недостатки, несоответствия отдельных требований Положений о системе оплаты и стимулирования труда, других локальных правовых актов учреждений, в части определения размеров стимулирования (отсутствуют данные о размере баллов за выполнение показателей для осуществления премирования, отсутствует стоимость одного балла или размер премии по каждому показателю и другие), требующие внесения в них изменений;
- нарушения в оформлении протоколов Управляющего совета, приказов директора по премированию работников;
- отсутствие представлений руководителей на поощрительные выплаты по результатам труда на работников;
- установление системы оплаты труда работников без учета рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей;
- не соблюдения Положения об особенностях организации труда и отдыха тренеров-преподавателей, предоставления им гарантий и компенсаций;
- нарушения требований Трудового кодекса РФ: в трудовых договорах работников не включены обязательные условия, отсутствуют обязательные реквизиты, не внесены изменения о переводе на другую должность, и другие;
- не заключен трудовой договор в письменной форме с работником, выполняющим работы по внутреннему совмещению;
- неправомерно заключены трудовые договоры «по совместительству» при фактическом выполнении дополнительной работы в течение установленной продолжительности рабочего дня по основному месту работы;
- нарушения в части применения сменного режима работы, порядка ведения суммированного учета рабочего времени;
- выявлялись нарушения в табелях учета рабочего времени сотрудников (не отражение полной и достоверной информации об учете рабочего времени, периодичность предоставление табеля);
- нарушения в части извещения в письменной форме каждого работника о составных частях заработной платы и размерах иных сумм, начисленных работнику;
- соблюдения сроков выплаты сумм, причитающихся работнику, при увольнении и очередном отпуске;
- замечания по установлению окладов за работу, требующую одной квалификации, выполняемой в равных условиях и характеризующейся идентичным набором трудовых обязанностей, не равным образом.
1.2. Нарушения при исполнении муниципальных контрактов на выполнение работ (оказание услуг), а также осуществлении учета:
- не соблюдение условий, предусмотренных контрактами (нарушение сроков предоставления актов выполненных работ, не применение штрафных санкций к подрядным организациям, не соблюдающим условия, предусмотренные контрактами);
- несвоевременное принятие мер по взысканию неустойки, при этом в связи со снижением ставки рефинансирования ЦБ сумма неустойки по контракту была уменьшена;
- случаи нарушения условий договора, заключенного на охранные услуги;
- отдельные замечания, связанные с производством работ по итогам осмотра фактически выполненных работ в рамках исполнения контракта;
- несоответствие объема и наименования работ, принятых по акту выполненных работ, объему и наименованию фактически выполненных работ;
- оплата услуг по изготовлению печати произведена не по соответствующему коду бюджетной классификации;
- произведена оплата фактически не оказанных услуг утилизации отходов офисной и бытовой техники;
- нарушения и недостатки по осуществлению учета операций, связанных с исполнением контрактов (договоров), в т.ч. принятие к бюджетному учету обязательств за выполненные работы раньше даты подписания документов о приемке Заказчиком, и другие.
1.3. Нарушения действующего законодательства и ведомственных приказов Министерства транспорта РФ, связанные с приобретением и списанием горюче-смазочных материалов:
- не заполнение путевых листов и не отражение предусмотренных нормативными правовыми актами обязательных сведений и реквизитов (сведений о фактах хозяйственной жизни): отсутствие данных о пробеге, сведения о конкретном месте следования (пунктах отправления - назначения) транспортного средства с указанием временного периода (выезда – возвращения) и подписи лица, пользовавшегося автомобилем, остатке бензина при выезде и заезде;
- не утверждение руководителем норм расхода ГСМ;
- установление норм расхода ГСМ с нарушениями (как в большую, так и в меньшую сторону);
- отсутствие путевых листов, подтверждающих использование автомобилей в служебных целях, что привело к необоснованному списанию топлива и недополучению в бюджет города отчислений от прибыли муниципального унитарного предприятия;
- списание ГСМ на основании путевых листов произведено позднее совершения факта хозяйственной деятельности;
- недостача ГСМ (на момент проверки не списаны, числятся по данным бухгалтерского учета, при этом фактически отсутствуют).
1.4. Нарушения при проверке расходования средств на питание:
- нарушения, связанные с заполнением табеля учета учащихся посещающих столовую, недостоверное отражение в контрольной ведомости и акте на списание денежных средств количества питающихся; в отдельных случаях не заполнялась содержательная часть табеля;
- нарушение Положения об обеспечении питанием учащихся в части организации питания в рамках проведения мероприятия в учреждении в не учебное время (в субботу);
- ошибка при подсчете количества питающихся, приведшая к занижению суммы фактических затрат на организацию питания.
1.5. Прочие нарушения
- нарушения, связанные с оформлением служебных командировок работников или выездов по служебным делам;
- нарушение в части возмещения расходов, связанных со служебными командировками: не выдача денежного аванса на оплату расходов по проезду, найму жилого помещения и выплате суточных;
- имеются случаи возмещения командировочных расходов, не предусмотренных локальными документами, также установлены разночтения локальных документов, связанных со служебными командировками;
- отсутствие расшифровок по оплате междугородних переговоров в рамках осуществления служебных обязанностей сотрудников;
- замечания, связанные с использованием местной, внутризоновой и междугородней телефонной связи;
- произведены расходы на техническое обслуживание системы видеонаблюдения, ремонт охранной сигнализации, монтаж пожарной сигнализации, которые в составе основных средств учреждения не числятся, что является неэффективным расходованием средств;
- возмещение неподтвержденных расходов при проведении мероприятий;
- не соблюдение установленных норм расходов на награждение участников мероприятий;
- в части выполнения функциональных обязанностей работников (несоответствие должностной инструкции).
Значительная часть нарушений и недостатков в части расходования бюджетных средств, выявленных при проверках в 2020 году на момент подготовки настоящего отчета устранена.
Необходимо отметить, что последние годы прослеживается общая тенденция на укрепление финансовой дисциплины участников бюджетного процесса (особенно главных распорядителей бюджетных средств), однако имеют место быть выявляемые при проверках в 2020 году повторяющиеся нарушения: нарушения при начислении и выплате заработной платы; нарушения, связанные с заключением и исполнением договоров, расходованием топлива; нарушения при работе с дебиторской задолженностью; нарушения расходования средств в рамках выполнения муниципального задания, а также другие нарушения законодательства и действующих правовых актов.
2. Контроль за формированием плана финансово-хозяйственной деятельности, выполнением муниципального задания, составлением отчета о его выполнении
Проверки, проводимые в муниципальных автономных и бюджетных учреждениях, традиционно ежегодно занимают весомую долю в контрольной деятельности Контрольно-счетной палаты, так как учреждения данных организационно-правовых форм являются самыми многочисленными в структуре муниципалитета. Спецификой данных проверок является контроль за формированием плана финансово-хозяйственной деятельности, за составлением и выполнением муниципального задания, составлением отчета о его выполнении. Также в ходе таких проверок даже при условии выполнения муниципального задания выявляются случаи нарушений, связанных с неправомерным и с неэффективным расходованием бюджетных средств.
В проверяемом периоде указанные вопросы рассмотрены в составе комплексных проверок в МАУК «Центр искусств и культуры» города Тобольска, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», МАОУ «Лицей», МАУ «Центр по проведению спортивных мероприятий г. Тобольска» и МАУ ДО «Детско-юношеская спортивная школа №1». Также данные вопросы изучены и рассмотрены с точки зрения взаимоотношений с учредителями указанных учреждений.
Основные нарушения и недостатки, обнаруживаемые в ходе контрольных мероприятий следующие:
2.1. Проверкой соответствия плана финансово-хозяйственной деятельности установленным требованиям выявлены случаи нарушений:
- планы финансово-хозяйственной деятельности утверждены без заключения наблюдательного совета;
- не соблюдены сроки внесения изменений в план финансово-хозяйственной деятельности;
- неполное отражение финансовых показателей плана (не отражена дебиторская задолженность по компенсации родительской платы);
- не составлены расчеты (обоснования) плановых показателей по выплатам, использование которых производится при формировании плана финансово-хозяйственной деятельности и являющихся справочной информацией к нему; также некорректно произведенные расчеты (обоснования) расходов, что свидетельствует о необоснованно запланированных расходах.
2.2. Проверкой формирования муниципальных заданий выявлены случаи:
- необоснованное увеличение нормативных затрат на проведение мероприятий на единицу объема работы (стоимость одной единицы выполняемой учреждением работы завышена);
- включены в муниципальное задание, организованы и проведены мероприятия, не отвечающие целям и задачам муниципальной программы, в рамках выполнения которой они реализованы;
- не включены в муниципальное задание мероприятия, которые должны были увеличить количество утвержденных муниципальным заданием культурно-массовых мероприятий (данные мероприятия включены в объем проведенных мероприятий в рамках выполнения муниципальной программы);
- не соблюдены сроки перечисления подведомственному автономному учреждению субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания.
2.3. Проверкой выполнения муниципальных заданий установлены случаи:
- направление средств, выделенных на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) на цели, не соответствующие требованиям соглашения о предоставлении субсидии из бюджета города муниципальному автономному учреждению;
- расходование средств субсидии (на выплату премии по итогам мероприятий по результатам предыдущего 2018 финансового года), предоставленных на финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) в 2019 году;
- не соблюдение порядка предоставления муниципальных услуг по реализации дополнительных общеразвивающих программ (отсутствуют необходимые документы для приема обучающихся, некорректно ведутся журналы учета работ учебных групп);
- несоблюдение нормативов затрат в части расходов на призовой фонд, расходов на наградную атрибутику;
- нарушения, связанные с заключением и выполнением договора на услуги организации и проведения спортивно-оздоровительной работы среди различных групп населения (отсутствует приложение (задание) к договору, указаны плановые объемы - несопоставимые с заданием учредителя и с фактическим исполнением, для возможности признания договора выполненным в полном объеме);
- не осуществлялся учет фактических посещений участников клубных формирований соответствующим образом.
Фактов не исполнения показателей количества оказанной услуги меньше планового значения (превышения предельно допустимого предела отклонений в размере 10% от доведенных объемов муниципальным заданием) в отчетном году не установлено.
2.4. Проверкой достоверности данных отчетов о выполнении муниципального задания по оказанию муниципальных услуг, фактов отражения отчетных данных, не соответствующих фактическому объему исполнения показателей, не установлено. В отдельных случаях не представилось возможным определить количественные и качественные показатели оказанных услуг (выполненных работ) по причинам, изложенным в пункте 2.3 настоящего отчета.
2.5. Проверкой своевременности сдачи отчетов об исполнении муниципального задания установлен факт отсутствия отметки о сроке сдачи отчета учредителю, в связи с этим, не предоставляется возможности определить своевременность сдачи отчета.
Замечания и нарушения в части формирования плана финансово-хозяйственной деятельности, составления и исполнения муниципального задания, составления отчета о его выполнении приняты в работу руководством муниципальных автономных учреждений и должностными лицами отраслевых органов Администрации города – учредителей данных учреждений.
3. Контроль за соблюдением установленного порядка управления, распоряжения, учета и обеспечения сохранности муниципального имущества
В соответствии с утвержденным планом работы, по данному направлению деятельности Контрольно-счетной палатой проведено 9 мероприятий в рамках 9 комплексных проверок, в том числе по вопросам эффективности использования муниципального имущества.
Всего выявлено нарушений в сфере управления и распоряжения муниципальной собственностью в финансовом выражении – 18 618 тыс.руб., в количественном 36 нарушений, что значительно меньше, чем в 2019 году (в 5 раз в финансовом и в 2 раза в количественном выражении), и свидетельствует о проделанной работе и принятых мерах в данной сфере. Однако, отдельные факты свидетельствуют о недостаточном внутреннем контроле как со стороны самих учреждений, так и со стороны отраслевых органов Администрации города – учредителей учреждений, а также Департамента имущественных отношений – как органа местной администрации, реализующим возложенные полномочия в сфере владения, пользования и распоряжения муниципальным имуществом города.
Основные виды и факты выявленных нарушений следующие:
- выявлен факт передачи имущества (помещения) сторонней организации (муниципальному учреждению) без согласования с собственником (Департаментом имущественных отношений);
- выявлены излишки основных средств, не учитываемых по данным бухгалтерского учета, и имущество, не числящееся на балансе;
- имеются факты недостач муниципального имущества (фактическое отсутствие, не предъявление при проверки основных средств и материальных запасов);
- имеется неиспользуемое (неэксплуатируемое) муниципальное имущество; выявлено имущество, неиспользуемое по прямому назначению в рамках уставной деятельности;
- не используемое для осуществления уставной деятельности движимое имущество, что повлекло отражение недостоверных данных в годовой бюджетной отчетности (необоснованно отраженная стоимость указанного имущества и необоснованно начисленная амортизация);
- наличие неутилизированного имущества, списанного по данным бюджетного учета;
- несоответствие наименований объектов недвижимого имущества, указанных в договоре, приказах, актах приема-передачи муниципального Департамента имущественных отношений, наименованиям имущества, указанным в свидетельствах о государственной регистрации права и данным бухгалтерского учета;
- нарушения в части проведения инвентаризации основных средств и материальных запасов и оформления ее результатов, имеются случаи не проведения инвентаризации, проведения не в полном объеме, и не подтверждения данных о наличии остатков на счетах бухгалтерского учета;
- не соответствие балансовой стоимости нефинансовых активов (основных средств), числящихся по данным бюджетного учета, стоимости муниципального имущества, переданного на праве оперативного управления;
- не соблюдение сроков предоставления сведений о приобретении учреждениями имущества для его закрепления на праве оперативного управления в Департамент имущественных отношений;
- не произведена государственная регистрация прав на недвижимое имущество - земельный участок, на котором расположены нежилые строения, переданные в оперативное управление, и нежилое помещение-гараж, переданное в оперативное управление;
- неэффективное использование арендованного имущества (помещения).
Все выявленные нарушения и недостатки приняты должностными лицами объектов проверок к устранению и учтены в работе. Полное устранение всех нарушений находится на контроле Контрольно-счетной палаты и Департамента имущественных отношений.
4. Аудит закупок, контроль за соблюдением законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг
Контрольно-счетной палатой в большинство программ комплексных контрольных мероприятий включаются вопросы аудита в сфере закупок в установленных законом случаях (при проверках органов местного самоуправления, отраслевых органов Администрации города, казенных и бюджетных учреждений, унитарных предприятий), а также вопросы соблюдения законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг (при проверках автономных учреждений). Таким образом, сфера закупок проверяется как одна из составляющих деятельности объекта контроля.
Аудит закупок, а также аналогичные мероприятия в отношении закупок отдельными видами юридических лиц, в 2020 году осуществлялся в составе 9 комплексных и 1 тематическом контрольных мероприятий, а также 5 экспертно-аналитических мероприятий (объекты проверки – департаменты Администрации города, казенные и автономные учреждения, унитарное предприятие).
Основные нарушения и недостатки, выявленные в ходе этих проверок:
- в нарушении действующего законодательства планирование закупок не осуществлялось посредством формирования, утверждения и ведения планов закупок и планов-графиков;
- несоблюдение требований при формировании плана закупок, а также требований гражданского законодательства, предъявляемым к заключаемым договорам;
- нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг – в части принятия решения о способе определения поставщика;
- обоснованность выбора цены поставки, а также определение объема субсидии на иные цели на приобретение товаров, работ, услуг, не подтверждена надлежащими коммерческими предложениями других поставщиков;
- не включение в контракт (договор) обязательных условий, в том числе не прописано, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта;
- нарушения условий реализации контрактов, в том числе сроков реализации, включая своевременность расчетов по контракту, сроков предоставления актов выполненных работ, оплата аванса сверх размеров, установленных договорами;
- не применение штрафных санкций к подрядным организациям, не соблюдающим условия, предусмотренные контрактами;
- несвоевременное принятие мер по взысканию неустойки, при этом в связи со снижением ставки рефинансирования ЦБ сумма неустойки по контракту была уменьшена;
- заключение учреждением договоров без согласования (одобрения) Наблюдательного совета автономного учреждения на совершение крупной сделки, по цене договора превышающей 10% балансовой стоимости активов;
- не размещение (размещение с нарушением сроков) в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с действующим законодательством;
- нарушения требований Положения о закупке товаров, работ и услуг для собственных нужд учреждения, в результате расходование средств субсидии, направленных на оснащение школы произведено с нарушением принципа эффективности (расходование средств исходя из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств);
- дробление закупок на приобретение одноименных товаров, оказание одноименных услуг (с одинаковым предметом закупки), в части действий, влекущих за собой необоснованное сокращение числа участников закупки, в результате чего повышаются риски завышения стоимости и неэффективности закупки;
- приобретение имущества и материальных ценностей, которые длительное время не используются, так в составе незавершенного строительства департамента числятся затраты на разработку проектно-сметной документации по 20 объектам капитального строительства, которая остается невостребованной более трех лет, что свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств и создает риски потери актуальности проектной документации.
Отмечено, что в некоторых автономных учреждениях значительная часть закупок осуществлена у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), т.е. без применения конкурентной процедуры (до 98% от общего объема закупок), что может привести к ограничению конкуренции и в результате к неэффективному использованию средств субсидии.
В отчетном периоде при проведении 4 контрольных мероприятий выявлены шесть фактов нарушений, имеющих признаки административных правонарушений, связанные с несоблюдением требований законодательства РФ в сфере закупок товаров, работ, услуг, и предусмотренных ч.4 ст.7.29.3, ч.3 ст.7.30, ч.4 и ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ (по которым срок привлечения к административной ответственности не истек). Информация о принятых мерах по указанным нарушениям изложена в пункте 8 раздела II настоящего отчета. Кроме того, при проведении 3 контрольных мероприятий выявлены нарушения, при которых срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии с КоАП РФ (один год) истек.
Совершенствование методов проверок законности, целесообразности, обоснованности, своевременности, эффективности и результативности расходов на закупки в рамках проведения аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд, включая анализ и оценку результатов достижения целей осуществления закупок, является для Контрольно-счетной палаты города Тобольска одним из приоритетов в дальнейшей деятельности.
5. Контроль за организацией и ведением бюджетного учета, формированием и предоставлением бюджетной отчетности
5.1. Внешние проверки годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска и бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств за 2019 год.
В отчетном году в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса РФ, Федерального закона от 07.02.2011 №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований», нормативными правовыми актами города Тобольска Контрольно-счетной палатой обеспечивался контроль за достоверностью, полнотой и соответствием нормативным требованиям составления и представления ежеквартальной бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств (далее по тексту ГАБС). Проведены внешние проверки отчета об исполнении бюджета города Тобольска и годовой бюджетной отчетности за 2019 год всех двенадцати ГАБС: Администрации города Тобольска, Тобольской городской Думы, Контрольно-счетной палаты, Департамента городской среды, Департамента городского хозяйства и безопасности жизнедеятельности, Департамента имущественных отношений, Департамента градостроительства и землепользования, Департамента финансов, Департамента по образованию, Департамента по культуре и туризму, Комитета по физической культуре и спорту, Комитета по делам молодежи.
По результатам проверок годового отчета об исполнении бюджета города Тобольска и годовой бюджетной отчетности ГАБС составлено 12 актов. Факты неполноты и недостоверности годового отчета не выявлены, показатели годового отчета соответствуют показателям исполнения бюджета города Тобольска за 2019 год.
В результате внешних проверок бюджетной отчетности ГАБС установлены отдельные нарушения требований Инструкции о порядке составления и предоставления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 №191н в части составления годовой бюджетной отчетности. Нарушения и замечания, отраженные в актах внешней проверки годовой бюджетной отчетности отдельных ГАБС, не повлияли на оценку достоверности обобщенных путем суммирования одноименных показателей консолидированного отчета об исполнении бюджета города Тобольска за 2019 год, но являлись основанием для принятия указанных замечаний к сведению с целью повышения качества предоставляемой бюджетной отчетности главными администраторами бюджетных средств.
5.2. Контроль за соблюдением правил бюджетного учета и составлением бюджетной отчетности при проведении комплексных проверок.
Указанные сферы деятельности объектов контроля проверяются при проведении комплексных контрольных мероприятий, при этом в 2020 году выявлено нарушений в стоимостном объеме 7 691 тыс.руб., в количественном 73 нарушений, что значительно меньше, чем в 2019 году и свидетельствует о проделанной работе и принятых мерах в данной сфере деятельности.
При проведении комплексных проверок обращают на себя внимание нарушения, подпадающие под действие статьи 15.15.6 КоАП РФ «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности», влекущие за собой отражение недостоверной информации по данным бюджетного (бухгалтерского) учета и в бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, и соответственно административную ответственность:
- не производилось начисление компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в бухгалтерском учете, что повлекло за собой не отражение дебиторской задолженности;
- несвоевременное списание товарно-материальных ценностей, что повлекло за собой завышение балансовой стоимости материальных запасов и отражение недостоверной информации (недостоверное представление о финансовом положении учреждения) в бухгалтерской отчетности.
Также проверками отмечены следующие нарушения:
- нарушения при утверждении Учетной политики предприятия;
- принятие к учету товарно-материальных ценностей на несоответствующем счете;
- начисление доходов в виде субсидий на иные цели в бухгалтерском учете учреждения производилось в даты, не соответствующие моменту возникновения права на их получение (до принятия учредителем отчета об использовании средств субсидии);
- отсутствует приложение, являющееся неотъемлемой частью Соглашения о предоставлении из бюджета города субсидии;
- отражение на счетах бухгалтерского учета первичных документов об использовании предоставленной субсидии на иные цели раньше даты подписания документов получателями субсидии;
- отчеты учреждения о расходовании субсидии на иные цели не имеют обязательного реквизита - даты составления документа, даты отметки учредителя об утверждении отчета;
- завышение суммы авансовых платежей;
- нарушения и недостатки при оформлении первичных документов на начисление заработной платы, оплату услуг, работ сторонних организаций, приобретение нефинансовых активов, применение несоответствующей формы первичного учетного документа;
- не соблюдение условий отражения первичного учетного документа в бухгалтерском учете (при не соблюдении условий отражения в нем всех обязательных реквизитов и без наличия на документе подписи руководителя субъекта учета);
- несвоевременное отражение операции в регистрах бухгалтерского учета;
- принятие к бюджетному учету обязательств за выполненные работы раньше даты подписания документов о приемке Заказчиком;
- материальные объекты нефинансовых активов на забалансовом счете учитываются без указания стоимости или условной их оценки;
- нарушения в применении форм первичных учетных документов и регистров бухгалтерского учета;
- выявлены расхождения между фактическим наличием дебиторской и кредиторской задолженности перед налоговым органом и данными регистров бухгалтерского учета учреждения;
- мероприятия по возврату дебиторской задолженности учреждением не осуществлялись;
- искажение показателей бюджетного учета или форм отчетности в части занижения или завышения балансовой стоимости нефинансовых активов (основных средств);
- не проведена инвентаризация обязательств, числящихся на счетах бухгалтерского учета учреждения по состоянию на 01.01.2020;
- не отражение в годовой бюджетной отчетности дебиторской задолженности;
- нарушения, связанные с заполнением журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками;
- нарушения и замечания, связанные с проведением инвентаризации имущества, земельных участков и финансовых обязательств, а также с правильностью оформления материалов инвентаризации;
- нарушения кассовой дисциплины: выплаты заработной платы работникам из кассы предприятия, что не предусмотрено Положением об оплате труда;
- иные нарушения бухгалтерского учета.
Все указанные нарушения и замечания приняты должностными лицами проверяемого объекта к устранению и к учету в дальнейшей работе.
6. Другие вопросы контроля
6.1. Соответствие учредительных документов установленным требованиям
При проверках муниципальных казенных и автономных учреждений установлены нарушения и замечания применительно к уставам данных учреждений, в частности:
- в уставе отсутствует предмет деятельности учреждения, отсутствует данные о типе учреждения;
- устав не содержит исчерпывающий перечень видов деятельности, которые учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
- не предусмотрена субсидиарная ответственность собственника имущества автономного учреждения по обязательствам учреждения, связанным с причинением вреда гражданам, при недостаточности имущества учреждения, на которое может быть обращено взыскание;
- в уставе не конкретизировано, что государственной регистрации в едином государственном реестре подлежит только право оперативного управления на недвижимое имущество;
- не отражена информация о правах и обязанностях учредителя;
- устав не содержит порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
- не прописан запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению собственником на приобретение этого имущества;
- в уставе отсутствует положение об открытых в соответствии с действующим законодательством лицевых счетах и порядок ведения статистической и бухгалтерской отчетности;
- имеются замечания к реквизитам утвержденного устава (отсутствует дата утверждения руководителем и дата согласования собственником).
6.2. Соблюдение порядка составления, утверждения и ведения бюджетной сметы
Установлены отдельные нарушения в этой части:
- отсутствуют обязательные к заполнению реквизиты, предусмотренные Порядком составления, утверждения и ведения бюджетной сметы;
- обоснования (расчеты) к бюджетной смете учреждения не утверждены руководителем.
6.3. Программно-целевой метод формирования и исполнения бюджета.
Проверки правомерности и результативности использования бюджетных средств, выделенных на реализацию муниципальных программ, в 2020 году осуществлялся Контрольно-счетной палатой в форме рассмотрения отдельных вопросов при проведении комплексных проверок.
В вышеуказанной части выявлены следующие нарушения и недостатки:
- при сопоставлении данных отчета о реализации муниципальной программы отмечены вопросы, связанные с результативностью и эффективностью ее реализации, так как:
* оценка результативности выполнения программы произведена по показателям, не отражающим отношение всех фактически выполненных мероприятий в рамках реализации программы к запланированным: так для оценки реализации программы ключевым (преобладающим) критерием оценки является один из них и даже в случае не выполнения запланированных для реализации программы объемов работ, и других критериев, но при условии выполнения плана по ключевому показателю, реализация программы в любом случае будет считаться результативной;
* для обеспечения оценки результатов эффективности программы разработчиком не были разработаны целевые индикаторы, т.е. количественные показатели, отражающие степень достижения цели и решения задач, предусмотренных программой, в том числе: оценка степени реализации мероприятий программы, оценка степени соответствия запланированному уровню затрат, оценка эффективности использования средств бюджета, уровень освоения средств и т.д.;
- по трем мероприятиям муниципальной программы работы (услуги) не выполнены в сроки, предусмотренные на реализацию программы;
- не представилось возможным проверить соблюдение сроков сдачи отчета по программе за прошедший финансовый год;
- в рамках выполнения муниципальной программы «Профилактика экстремистских проявлений в сфере межнациональных, межконфессиональных и общественно-политических отношений» организованы и проведены мероприятия, при этом мероприятия: такие как «Татьянин день», «Нас зовут космические дали», «Калейдоскоп веселых игр»; праздничная программа посвященная «Дню работников бытового обслуживания населения и ЖКХ»; торжественное мероприятие, посвященное «Дню работника торговли», не отвечают целям и задачам указанной программы и являются развлекательными мероприятиями, целями и задачами которых является организация досуга, массового отдыха жителей города Тобольска;
- включены в объем проведенных мероприятий в рамках выполнения муниципальной программы «Профилактика экстремистских проявлений в сфере межнациональных, межконфессиональных и общественно-политических отношений» мероприятия, которые должны были увеличить количество утвержденных муниципальным заданием культурно-массовых мероприятий.
6.4. Контроль за порядком предоставления и расходования средств субсидии, предоставленной в рамках реализации муниципальной программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО).
Результаты проверки показали, что:
- имеются факты нарушения получателями субсидии условий, предусмотренных договорами на получение субсидии;
- не разработан план выездных проверок с перечнем получателей субсидии, в отношение которых планируются проверки;
- не осуществлялись выездные проверки соблюдения получателями субсидии условий, целей использования субсидии и фактического наличия, поставленных в рамках реализации проектов товаров, выполненных работ, услуг, с оформлением результатов проверки актами.
6.5. Проверкой осуществления внутреннего финансового контроля установлены факты:
- внутренний финансовый контроль в учреждении не осуществлялся, протоколы и акты проведения внутренних проверок в отсутствуют (проверке не предоставлены);
- учредителем в проверяемом периоде не проводились проверки финансовой деятельности подведомственного учреждения.
Необходимо также отметить выявляемые при проверках недостатки местной нормативной правовой базы, которые приводят (могут привести) к неоправданным расходам, занижению доходов, неэффективному управлению и распоряжению муниципальной собственностью, а также к двоякому толкованию при практическом применении.
Указанные замечания приняты во внимание должностными лицами органов местного самоуправления, отраслевых органов Администрации города и муниципальных учреждений, что выразилось в организации работы по подготовке новых нормативных правовых актов и актуализации действующих.
7. Контроль за исполнением требований предписаний и представлений Контрольно-счетной палаты
В отчетном периоде Контрольно-счетной палатой максимально использовались все предоставленные действующим законодательством возможности по устранению нарушений. Часто эффект от принятых мер был получен непосредственно в ходе проведения контрольных мероприятий.
Всем проверенным отраслевым органам Администрации города, муниципальным учреждениям и унитарным предприятиям были направлены предложения для принятия конкретных мер по устранению выявленных нарушений и недостатков, а также установлен контрольный период для исправления нарушений.
Контроль за выполнением требований и предложений, вынесенных по итогам проверок и отраженных в предписаниях и представлениях, осуществлялся в постоянном режиме.
Из направленных в прошедшем году 7 предписаний и 5 представлений:
- выполнено в установленные сроки – 4 предписания и 4 представления,
- не выполнено (срок выполнения не наступил), выполнено не полностью, принимаются меры по устранению - по 3 предписаниям и 1 представлению.
По результатам рассмотрения материалов проверок и информаций изданы правовые акты, проведены служебные проверки.
К дисциплинарной ответственности за отчетный период привлечено 21 должностное лицо.
В течение 2020 года устранено нарушений на сумму 196 462 тыс.руб. (с учетом нарушений по мероприятиям, проведенным в периодах предшествующих отчетному), в том числе:
- взыскано – 1 619 тыс.руб.,
- исправлено путем бухгалтерских проводок (восстановлено в учете, принято к учету, списано) – 68 924 тыс.руб.,
- исправлено путем принятия НПА, подтверждения расходов – 125 919 тыс.руб.
На 01.01.2020 года снято с контроля 4 представления и 4 предписания.
В отчетном периоде Контрольно-счетная палата контролировала выполнение 9 предписаний, вынесенных, но не исполненных в предыдущие годы (2019 г. – 6, 2018 г. – 2, 2017 г. – 1). В 2020 году устранено нарушений по результатам контрольной за предыдущие годы – 87 836 тыс.руб., в т.ч. взыскано – 1 000 тыс.руб..
В рамках устранения нарушений по 1 предписанию производилось ежемесячное удержание из заработной платы материально-ответственных лиц суммы недостачи материальных ценностей. По 3 предписаниям возврат в бюджет осуществлялся за счет приносящей доход деятельности учреждений. По 1 предписанию возмещение произведено сторонней организацией в связи с завышением объема выполненных работ.
Длительность мероприятий по устранению отдельных нарушений связаны в основном с имущественными правоотношениями, а также с возмещением средств за счет приносящей доход деятельности автономных учреждений согласно установленных графиков.
Полное устранение выявленных нарушений в 2020 году и в предыдущие годы, а также выполнение предложений Контрольно-счетной палаты находится на контроле в 2021 году.
8. Административная и судебная практика
В ходе контрольных мероприятий в 2019 году Контрольно-счетной палатой были выявлены нарушения, содержащие признаки административных правонарушений:
8.1. В рамках своих полномочий в 2020 году Контрольно-счетной палатой составлено 5 протоколов по привлечению к административной ответственности за нарушения в соответствии с КоАП РФ по ч.1 ст.15.14 «Нецелевое использование бюджетных средств» (2 протокола) и по ч.4 ст.15.15.6 «Нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности» (3 протокола). Составы нарушений, которые повлекли за собой отражение недостоверной информации по данным бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности:
- средства, выделенные из бюджета города и перечисленные учреждению в виде субсидии на выполнение муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ), направлены на цели, не соответствующие требованиям соглашения на предоставление вышеуказанной субсидии;
- не производилось начисление компенсации родительской платы за присмотр и уход за детьми в бухгалтерском учете, что повлекло за собой недостоверное отражение данных в бухгалтерской отчетности (не отражение дебиторской задолженности);
- не произведено списание материальных запасов, что повлекло за собой завышение балансовой стоимости материальных запасов и отражение недостоверной информации (недостоверное представление о финансовом положении учреждения) в бухгалтерской отчетности.
В результате – по постановлениям мировых судей в 2020 году приняты решения о привлечении к административной ответственности должностных лиц по всем 5 составленным протоколам: при этом указанными решениями двум должностным лицам (по ст.15.14 КоАП РФ) назначен штраф по 20 тыс.руб., трем должностным лицам (по ст.15.15.6 КоАП РФ) назначен штраф по 15 тыс.руб., всего назначено штрафов на 85 тыс.руб.. Одно из принятых решений было обжаловано должностным лицом проверяемого объекта в Тобольском городском суде, однако судом Постановление мирового судьи оставлено без изменения, жалоба должностного лица оставлена без удовлетворения. Данное решение Тобольского городского суда также было обжаловано в Седьмом кассационном суде общей юрисдикции (г.Челябинск), но судом все решения по делу оставлены без изменения.
8.2. В отчетном периоде при проведении 4 контрольных мероприятий выявлены факты нарушений, имеющих признаки административных правонарушений, связанные с несоблюдением требований законодательства РФ о закупках товаров, работ, услуг, и предусмотренных ч.4 ст.7.29.3, ч.3 ст.7.30, ч.4 и ч.5 ст.7.32.3 КоАП РФ (с не истекшим сроком привлечения к административной ответственности). Указанные материалы (проверки МУП «Дом радио», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №2», МАОУ «Лицей», МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 имени В.П. Неймышева») направлены, в соответствии с заключенным Соглашением, в Тобольскую межрайонную прокуратуру. По материалам 3 проверок уполномоченным органом возбуждено 3 дела об административных правонарушениях, привлечено к административной ответственности 3 должностных лица (назначены штрафы 2, 12 и 15 тыс.руб., всего 29 тыс.руб.).
Также МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 имени В.П. Неймышева» было оспорено в Тюменском Арбитражном суде вынесенное в его адрес представление Контрольно-счетной палаты об устранении выявленных нарушений и недостатков, однако судом в удовлетворении заявления учреждению было отказано.
III. Экспертно-аналитическая, информационная и иная деятельность
1. В рамках экспертно-аналитической деятельности, осуществляемой в соответствии с полномочиями, предусмотренными в Положении о Контрольно-счетной палате города Тобольска, Положении о бюджетном процессе в городе Тобольске, иных нормативно-правовых актах Тюменской области и города Тобольска, Контрольно-счетной палатой проведено 80 мероприятий, в том числе:
1.1. Пять мероприятий проведено по поручению Тобольской межрайонной прокуратуры:
- «Анализ формирования и исполнения муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ по реконструкции 9-ти котельных и капитальному ремонту напорного коллектора»,
- «Анализ формирования и исполнения договора на поставку легковых автомобилей»,
- «Анализ требований к применяемым материалам, стоимости материала в рамках выполнения работ по строительству объекта «Инженерная защита подгорной части г. Тобольска от затопления и подтопления. Углубление реки Абрамовская»,
- «Анализ формирования и исполнения муниципального контракта на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату в прежнее место обитания животных без владельцев на территории города Тобольска»,
- «Анализ исполнения требований законодательства при составлении технических заданий к документации на проведение электронных аукционов на приобретение квартир для переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов».
По итогам мероприятий подготовлены заключения, в которых в том числе отмечены нарушения и недостатки, и которые направлены в прокуратуру.
1.2. Одно мероприятие связано с проведением внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Тобольска и подготовкой экспертного заключения о проведении внешней проверки отчета об исполнении бюджета города Тобольска.
1.3. Осуществлены 74 мероприятия по оценке и финансово-экономической экспертизе поступивших на заключение Контрольно-счетной палаты
- 29 проектов решений Тобольской городской Думы,
- 9 проектов бюджета города (утверждение бюджета, внесение изменений в бюджет, исполнение бюджета),
- 36 проектов муниципальных программ (утверждение муниципальных программ, внесение изменений в муниципальные программы).
В подготовленных экспертных заключениях содержалось 128 предложений Контрольно-счетной палаты (в т.ч. 17 по совершенствованию бюджетного процесса), из которых 114 учтены при принятии решений.
Как и в предыдущие годы Контрольно-счетная палата в 2020 году придерживалась положительно зарекомендовавшей себя практики проработки проектов нормативных правовых актов с разработчиками на стадии подготовки заключения. Ввиду чего, часть предложений палаты учитывались разработчиками уже на стадии подготовки заключения.
2. Исполнение бюджета.
Контрольные и экспертно-аналитические мероприятия, проведенные в 2020 году, показывают, что в целом бюджетный процесс в городе Тобольске организован на должном уровне. Установленные полномочия участниками бюджетного процесса исполняются в основном надлежащим образом.
Особое место в осуществлении экспертно-аналитической деятельности Контрольно-счетной палаты занимает подготовка экспертного заключения на исполнение бюджета города. Подготовке заключения предшествует проведение внешних проверок бюджетной отчетности всех двенадцати главных администраторов бюджетных средств (отражено в пункте 5 раздела II настоящего отчета) и внешняя проверка годового отчета об исполнении бюджета (пункт 1.2 раздела III настоящего отчета). Экспертное заключение по проекту решения Тобольской городской Думы «Об отчете «Об исполнении бюджета города за год»:
- основывается на результатах внешней проверки;
- содержит вывод о достоверности представленных данных о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также данных об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета;
- содержит анализ доходной и расходной части бюджета, источников погашения дефицита бюджета;
- оценивает исполнение бюджетных полномочий участников бюджетного процесса;
- оценивает качество планирования и исполнения городского бюджета;
- дает оценку состоянию и работе с кредиторской и дебиторской задолженностью;
- содержит оценку соответствия нормативных правовых документов, применяемых в ходе исполнения местного бюджета, Бюджетному кодексу РФ, решению городской Думы о бюджете;
- содержит выводы и предложения Контрольно-счетной палаты по представленному для утверждения городской Думой отчету.
Также в рамках контроля за исполнением бюджета осуществлена подготовка заключений по исполнению бюджета за первый квартал, первое полугодие и девять месяцев: на основании отчетов об исполнении бюджета, утвержденных Главой города, а также на основании проектов решений Думы об исполнении бюджета за соответствующий период, приложений к нему и прочих документов.
3. Взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными организациями, гражданами.
В течение 2020 года Контрольно-счетная палата взаимодействовала с Администрацией города Тобольска и ее отраслевыми органами, Тобольской городской Думой по вопросам планирования и исполнения бюджета города Тобольска, информирования о результатах проведенных проверок, вынесенных по их результатам предписаниях и представлениях, содержащих конкретные предложения по устранению нарушений и недостатков, контролю за их исполнением.
В Администрацию города, отраслевые органы Администрации города, городскую Думу направлено 34 информационных письма о результатах проверок, вынесенных предписаниях и представлениях, необходимости внесении изменений или дополнений в нормативные правовые акты.
Председатель Контрольно-счетной палаты принимал участие в заседаниях городской Думы и постоянных депутатских комиссий, рабочих и межведомственных комиссий.
Отчет о результатах деятельности Контрольно-счетной палаты за 2019 год рассмотрен городской Думой в марте 2020 года.
Заслушано на заседаниях городской Думы и постоянных депутатских комиссиях 43 информации Контрольно-счетной палаты об итогах контрольных и экспертно-аналитических мероприятий.
В 2020 году председатель Контрольно-счетной палаты принимал участие в работе межведомственной Согласительной комиссии для оперативного рассмотрения вопросов, связанных с внесением изменений в сводную бюджетную роспись, всего проведено в отчетном году 4 заседания комиссии с принятием соответствующих решений.
Рассмотрено в отчетном периоде одно коллективное обращение граждан, поступившие в адрес Контрольно-счетной палаты в рамках приема по личным вопросам. По вопросам, изложенным заявителями и находящимся в компетенции Контрольно-счетной палаты, приняты меры: дан ответ по существу обращения, включено соответствующее контрольное мероприятие в план работы на 2021 год.
4. Взаимодействие с правоохранительными органами. Противодействие коррупции.
В прошедшем году в рамках действующего Соглашения о порядке взаимодействия между Тобольской межрайонной прокуратурой и Контрольно-счетной палатой продолжено сотрудничество по вопросам, связанным с выявлением, предупреждением и пресечением правонарушений в финансово-бюджетной сфере, а также в использовании муниципальной собственности. В соответствии с указанным Соглашением Контрольно-счетной палатой направлялись материалы всех проведенных мероприятий, по результатам рассмотрения которых принимались меры реагирования.
В течение 2020 года от Тобольской межрайонной прокуратуры «Тобольский» поступило шесть поручений о проведении Контрольно-счетной палатой внеочередных проверок в текущем году. Указанные обращения удовлетворены: проведено 1 контрольное мероприятие в МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №16 имени В.П. Неймышева» («Проверка законности, результативности (эффективности и экономности) использования средств (субсидий), выделенных из бюджета на оснащение объекта «Школа на 1200 учебных мест в мкр. №15 г.Тобольска» за 2019 год и текущий период 2020 год»), и 5 экспертно-аналитических мероприятий («Анализ формирования и исполнения муниципальных контрактов на выполнение подрядных работ по реконструкции 9-ти котельных и капитальному ремонту напорного коллектора», «Анализ формирования и исполнения договора на поставку легковых автомобилей», «Анализ требований к применяемым материалам, стоимости материала в рамках выполнения работ по строительству объекта «Инженерная защита подгорной части г. Тобольска от затопления и подтопления. Углубление реки Абрамовская», «Анализ формирования и исполнения муниципального контракта на оказание услуг по отлову, содержанию и возврату в прежнее место обитания животных без владельцев на территории города Тобольска», «Анализ исполнения требований законодательства при составлении технических заданий к документации на проведение электронных аукционов на приобретение квартир для переселения граждан, проживающих в аварийном жилищном фонде путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов»). По итогам мероприятий подготовленные материалы проверок (акт, представление, заключения), направлены в Тобольскую межрайонную прокуратуру.
Также в 2020 году проведено контрольное мероприятие по обращению Аудитора Счетной палаты РФ в части проверки заключения и исполнения муниципального контракта на выполнение работ по содержанию автомобильных дорог, территории объектов и элементов благоустройства территорий общего пользования, ливневой системы водоотведения.
В соответствии с п.п.21 п.2 Соглашения о порядке взаимодействия между Тобольской межрайонной прокуратурой и Контрольно-счетной палатой города Тобольска ежеквартально направляются копии материалов проверок, проведенных Контрольно-счетной палатой города Тобольска, а материалы, содержащие признаки административных правонарушений, направляются незамедлительно для принятия мер прокурорского реагирования.
В 2020 году в целях принятия незамедлительных мер прокурорского реагирования (п.8. ст.16 Федерального закона №6-ФЗ) материалы 9 контрольных и экспертно-аналитических мероприятий направлены в Межрайонную прокуратуру. Из них:
- 6 материалов (1 контрольное и 5 экспертно-аналитических мероприятий) – исполненные по поручению Межрайонной прокуратуры,
- материалы 4 проверок, содержащих признаки административных правонарушений.
В 2020 году председатель Контрольно-счетной палаты принимал участие в межведомственных совещаниях в Тобольской межрайонной прокуратуре, где в том числе рассматривались результаты проведенных проверок.
Продолжена работа в составе Совета по противодействию коррупции в городе Тобольске. Информация Контрольно-счетной палаты по контролю за расходованием средств бюджета города и использованием объектов муниципальной собственности за 2019 год заслушивалась на заседании Совета в июне 2020 года.
В рамках реализации Национального плана противодействия коррупции в Контрольно-счетной палате выполняются мероприятия, направленные на принятие эффективных мер по предупреждению, выявлению и устранению причин и условий, способствующих возникновению коррупции и конфликта интересов на муниципальной службе, соблюдение муниципальными служащими общих принципов служебного поведения, норм профессиональной этики, обязательств, ограничений и запретов, установленных на муниципальной службе.
5. Взаимодействие с региональными и муниципальными органами финансового контроля. Межмуниципальное сотрудничество.
Годовой отчет о контрольной и экспертно-аналитической деятельности за 2019 год направлены в Счетную палату Тюменской области, Департамент финансов Тюменской области и Уральское представительство Союза муниципальных контрольно-счетных органов Российской Федерации, членом которого является Контрольно-счетная палата. Аналитические отчеты о проведенных контрольных мероприятиях в 2020 году ежеквартально направлялась в Департамент финансов Тюменской области.
Уделено внимание в отчетном периоде и развитию межмуниципального сотрудничества. С 2004 года Контрольно-счетная палата является членом Союза МКСО и активно взаимодействует с контрольно-счетными органами других муниципальных образований Российской Федерации, в том числе осуществляется постоянный обмен опытом. Информация о деятельности Контрольно-счетной палаты города Тобольска была опубликована на сайте Портала Счетной палаты РФ и контрольно-счетных органов РФ.
7. Информационное присутствие Контрольно-счетной палаты города Тобольска обеспечено в сети интернет:
- на официальном сайте Администрации города Тобольска (страница «Контрольно-счетная палата города Тобольска») admtobolsk.ru/kontrol/;
- на официальном сайте Тобольской городской Думы (страница «Контрольно-счетная палата») dumatobolsk.ru/kontrolno-schetnaya-palata/;
- на официальном сайте муниципального образования город Тобольск на портале органов государственной власти Тюменской области (страница «Контрольно-счетный орган») tobolsk.admtyumen.ru/mo/Tobolsk/government/control.htm.
В течение 2020 года на указанных информационных ресурсах размещены 5 информаций о результатах проведенных контрольных мероприятиях и выявленных при этом нарушениях и недостатках, принятых мерах по выполнению предписаний и представлений, 1 отчет о деятельности Контрольно-счетной палаты за 2019 год. Кроме того, в течение года в СМИ размещались 4 публикации (сообщения), связанных с деятельностью Контрольно-счетной палаты.
IV. Основные задачи на 2021 год
План работы Контрольно-счетной палаты города на 2021 год разработан утвержден в соответствии с полномочиями контрольно-счетных органов, на основе результатов деятельности в предыдущие годы. Основной задачей на планируемый период остается контроль соблюдения принципов законности, эффективности и результативности использования бюджетных средств города на всех уровнях и этапах бюджетного процесса. Особый акцент будет сделан на выявление фактов неэффективного и нерезультативного использования бюджетных средств, а также на выявление системных проблем. В плане работы отражены приоритетные направления контрольной и экспертно-аналитической деятельности.
Приоритетными направлениями деятельности в текущем году являются:
- осуществление контроля за целевым направлением, эффективностью и результативностью использования бюджетных средств. В ходе запланированных проверок предусмотрен контроль за расходованием средств в социальной сфере, жилищно-коммунальной сфере, муниципальном секторе экономики, в сфере управления. Будет рассмотрено и проанализировано расходование средств в рамках реализации национальных проектов;
- контроль за полнотой исчисления и поступления доходов в бюджет города, в том числе от взыскания имеющейся задолженности; контроль в отношении управления и распоряжения муниципальной собственностью, за обеспечением ее сохранности и эффективным использованием. Ввиду наличия рисков снижения налоговых и неналоговых доходов города, это направление деятельности представляется очень значимым и актуальным;
- осуществление аудита в сфере закупок в соответствии с действующим законодательством. В рамках контрольных мероприятий будет проведен анализ достижения целей осуществления закупок за счет средств бюджета города и дана оценка законности, целесообразности, обоснованности и своевременности расходов на закупки, результатов закупок;
- усиление контроля за формированием и реализацией муниципальных программ в различных сферах жизнедеятельности города. Будет уделено особое внимание результативности расходов, осуществляемых в рамках муниципальных программ, а также использованию средств, направленных на внепрограммные мероприятия.
В поле зрения контролеров, как и прежде, остается осуществление контроля за устранением нарушений и недостатков в деятельности проверяемых объектов, выявленных контрольными мероприятиями, проведенными в 2020 году.
В рамках полномочий Контрольно-счетной палаты и при наличии оснований будет продолжена работа по составлению административных протоколов в отношении объектов контроля, их должностных лиц.
Будет уделено внимание вопросам дальнейшей регламентации и стандартизации деятельности Контрольно-счетной палаты, а также практического применения Классификатора нарушений, выявляемых в ходе внешнего муниципального финансового контроля.
Достижение намеченных целей неразрывно связано с эффективностью деятельности счетной палаты:
- за счет совершенствования научно-методологического, правового, информационного обеспечения контрольной и экспертно-аналитической деятельности;
- развития методологии, направленной на повышение надежности и качества финансового контроля;
- поддержания и дальнейшего развития кадрового, организационного, материально-технического потенциала;
- тесного взаимодействия с органами местного самоуправления города Тобольска;
- развития сотрудничества с контрольно-счетными органами Уральского федерального округа и муниципальными контрольно-счетными органами Российской Федерации.
Председатель
Контрольно-счетной палаты
города Тобольска В.В. Плаксин